Микропорыв

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Схематическое изображение микропорыва
Фотография приземного горизонтального вихря, образованного после столкновения микропорыва с земной поверхностью.

Микропорыв[неизвестный термин] (микрошквал; англ. microburst) — частный случай шквала, сильное кратковременное нисходящее движение воздуха, связанное с грозовой деятельностью.

Микрошквалы представляют серьёзную опасность для воздушных судов (самолётов и вертолётов[источник не указан 946 дней]) на этапах взлёта и захода на посадку, так как вызывают сильный сдвиг ветра, приводящий к потере самолётом воздушной скорости[1] и возможному столкновению с земной поверхностью (или поверхностью воды). В 1985 году пассажирский самолёт авиакомпании Delta Airlines при заходе на посадку в аэропорту Далласа из-за микропорыва потерпел катастрофу, в которой погибло 137 человек.

Термин введён известным исследователем опасных явлений погоды Фудзита Тэцуя[en], как вид нисходящего порыва воздуха (англ. downburst). Если данное явление охватывает зону более 4 км, то оно называется макропорыв (макрошквал; англ. macroburst).[2] В русскоязычной метеорологической литературе данное явление не представлено.

Условия возникновения

Образование микрошквалов часто связывают с распространением скопления града из верхней части грозового облака в его нижнюю часть, что приводит к локальной быстрой конденсации дождевых капель из-за охлаждения воздуха поступившей сверху снежной крупой.[2] Возникший поток нисходящего воздуха (15—20 м/с, зарегистрировано до 35 м/с) при достижении земли расходится в разные стороны со скоростью ветра до 180 км/ч на расстоянии до нескольких километров. Метеоявление продолжается до пяти минут, при наибольшей интенсивности 2—3 минуты, диаметр зоны распространения — не более 4 км (обычно 1—3 км).[3][4]

Микрошквалы наблюдаются под кучево-дождевыми облаками во вторую половину дня и ранним вечером в жаркую погоду, когда в слое нижних нескольких километров атмосферы вертикальный градиент температуры воздуха близок к сухоадиабатическому (9,8 °С/км). Высота нижней границы кучево-дождевых облаков обычно находится на большой высоте, от 3 до 5 км, толщина облаков невелика (3—4 км), радиолокационная отражаемость сравнительно небольшая (от 10 до 20 dBZ).[5]

При влажных микрошквалах (когда дождь достигает поверхности земли, «дождевые бомбы») средняя точка росы в нижнем километровом слое атмосферы составляет 15—23 °С (удельная влажность 12—18 г/кг), при сухих (когда дождь практически не достигает земли, видны только полосы падения) — 0—14 °С (удельная влажность 4—12 г/кг). Вертикальный градиент температуры воздуха от земли до уровня таяния при сухих микрошквалах равен 9—10 °C/км, при влажных — 7—8 °C/км (из-за того, что уровень таяния в этом случае находится выше, чем нижняя граница облаков).

Общий ветер в нижней тропосфере при образовании микрошквалов обычно слабый (0—7 м/с), разных направлений (в основном от восточного до юго-западного), в средней тропосфере преобладает южный и юго-западный 5—10 м/с, на высоте 5 км — юго-западный 10—13 м/с.

Примечания

  1. Финальный отчёт по аварии E-190 в Виктории-де-Дуранго (исп.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 13 сентября 2021. Архивировано 2 декабря 2020 года.
  2. 2,0 2,1  (англ.) Fujita, T.T. (1985). The Downburst, microburst and macroburst. SMRP Research Paper 210, 122 pp.
  3. Glossary of Meteorology. Microburst.. Дата обращения: 28 апреля 2013. Архивировано 20 мая 2014 года.
  4. Microbursts. A Handbook for Visual Identification. Дата обращения: 28 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  5. McCann, Donald W., 1994: WINDEX—A New Index for Forecasting Microburst Potential. Wea. Forecasting, 9, 532—541.

См. также