Метион

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Метион
Отец Эрехтей
Мать Праксифея
Супруга Алкиппа или Ифиноя
Дети по разным версиям Эвпалам, Дедал, Сикион

Метион (др.-греч. Μητίων, «разумный»[1]) — персонаж древнегреческой мифологии из аттического цикла, сын или внук царя Афин Эрехтея. Его сыновья Метиониды на время захватили царскую власть в Афинах. Некоторые источники называют Метиона отцом Дедала.

В мифологии

Метион принадлежал к афинскому царскому роду. О деталях его происхождения античные авторы сообщают по-разному. Согласно Псевдо-Аполлодору, а также Ферекиду, Асию Самосскому (его мнение изложено у Павсания[2]) и автору схолиев к «Алкивиаду» Платона, Метион был младшим из трёх сыновей царя Афин Эрехтея и его жены Праксифеи, братом Кекропса, Пандора, Прокриды, Креусы, Хтонии и Орифии[3]. Согласно этой версии мифа, Эвпалам («мастер»[1]) был сыном Метиона. Однако существует и другая версия, в которой Метион оказывается не сыном Эрехтея, а внуком — либо через того же Эвпалама, который поднимается на поколение вверх (у Диодора Сицилийского[4]), либо через Кекропса (у автора схолиев к «Илиаде» Гомера). Исследователи полагают, что первая версия связана со старшей ветвью античной традиции, а вторая — с младшей и более поздней[5].

Ещё одним сыном Метиона некоторые авторы (Диодор Сицилийский, Ферекид, Платон) называют знаменитого мастера Дедала. У Псевдо-Гигина этот герой оказывается сыном Эвпалама[6], а Павсаний, говоря о нём, прибегает к иносказанию, чтобы не выбирать ни одну из версий[5]: по его словам, Дедал был «из царского рода так называемых Метионидов»[7]. Впрочем, в другом месте Павсаний называет Дедала сыном Паламаона[8].

Метион был женат на Алкиппе либо на Ифиное. Псевдо-Аполлодор и Павсаний пишут о сыновьях Метиона, которые изгнали из Афин своего двоюродного брата Пандиона и захватили царскую власть. Сыновья Пандиона (в том числе Эгей) после его смерти вернулись в Афины и в свою очередь стали царями[9][10]. Исследователи полагают, что все эти события и сама личность Метиона могли быть придуманы античными мифографами, чтобы оправдать искусственное удлинение списка афинских царей за счёт ещё одного Кекропса и ещё одного Пандиона. Вымышленные царствования таким образом наполнялись событиями[5].

По одной из версий мифа, Метион был отцом Сикиона — эпонима города на Истме[5]. Эту версию поддерживал поэт Асий Самосский, тогда как Гесиод считал Сикиона сыном Эрехтея, а Ивик — сыном Пелопа[2]. Исследователи видят здесь важную культурно-историческую подоплёку: версия об отцовстве Метиона сближала город Сикион с Дедалом и указывала на родство местной техники резьбы по дереву и по слоновой кости с аттической[11].

Примечания

Литература

  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. — Л.: Наука, 1972.
  2. Гигин. Мифы. — СПб.: Алетейя, 2000. — 480 с. — ISBN 5-89329-198-О.
  3. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. — М.: Алетейя, 2005. — 377 с. — ISBN 5-89329-716-4.
  4. Павсаний. Описание Эллады. — М.: Ладомир, 2002. — Т. 2. — 503 с. — ISBN 5-86218-298-5.
  5. Burckhardt. Metion 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — Stuttg. : J.B. Metzler, 1932. — Bd. XV, 2. — Kol. 1408—1409.