Мемлинг, Ганс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ганс Мемлинг
Автопортрет, деталь алтаря Девы Марии, ок. 1468, Национальная галерея, ЛондонАвтопортрет, деталь алтаря Девы Марии, ок. 1468, Национальная галерея, Лондон
Имя при рождении Hans Memling
Дата рождения 1433/1435
Место рождения Зелигенштадт
Дата смерти 11 августа 1494(1494-08-11)
Место смерти Брюгге
Стиль фламандская школа

Ганс Ме́млинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — фламандский живописец немецкого происхождения, один из наиболее значительных художников во Фландрии эпохи Северного Возрождения. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг писал картины преимущественно на духовные сюжеты. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где ныне находится музей его имени.

Биография

Фамилия Мемлинг, вероятно, происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера[1]. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно, Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена[2] в Брюсселе, однако документальных свидетельств о его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.

Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер 11 августа 1494 года[3], похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.

Творчество

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении. Тонко разработанные интерьеры и пейзажные фоны выдают влияние на Мемлинга итальянской живописи Возрождения.

Мученичество Святой Урсулы. 1489

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками во «фламандской манере». Показывая низвержение грешников в Ад, Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. По словам С. Дзуффи, из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[4]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.

Один из первых натюрмортов в истории искусства (ок. 1485). Музей Тиссена

«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.

На картине «Музицирующие ангелы» (1480-е годы) Мемлинг дал органологически корректное изображение десяти различных, современных ему музыкальных инструментов (в том числе таких редких, как трумшайт), принадлежащих разным классификационным группам.

Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — Рака Святой Урсулы (1489). Архитектонический реликварий позолоченного дерева в виде миниатюрного храма в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой, был заказан аббатисой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне исторических пейзажей.

Ганс Мемлинг одним из первых на Севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа[5]. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к Мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель[6], поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает.

Hans Memling 072.jpg
Hans Memling 054.jpg
Hans Memling 040.jpg
Рака Святой Урсулы (1479, музей Мемлинга в Брюгге) Портрет мужчины с римской монетой (до 1480, Антверпен) «Святой Себастьян» (1470-е, Брюссель).

См. также

Примечания

  1. С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 72. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
  2. Об этом пишет Вазари
  3. Согласно дневниковой записи Ромбатуса де Доппере, нотариуса брюггской церкви Святого Донациана (См. Ф. Дзери. Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — С. 16. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0.
  4. С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 74—75. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
  5. С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 51. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5.
  6. Ф. Шлегель. Описание картин из Парижа и Нидерландов. 1802—1804. 1805.
  7. Э. Панофский. Ранняя нидерландская живопись, её происхождение и характер. 1953. Цит. по:Ф. Дзери. Мемлинг. Страшный суд. — М.: Белый город. — С. 46. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5000) экз. — ISBN 5-7793-0346-0.

Литература

  • Герман М. Ю. Мемлинг. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1983. — 152 с. — 25 000 экз.
  • Дзери Ф. Мемлинг. Страшный суд / Пер. с ит. В. Траскина. — М.: Белый город, 2001. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5000 экз. — ISBN 5-7793-0346-0.
  • Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008. — С. 41, 51, 108, 130, 318—320. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01772-5.

Ссылки