Двенадцать малых пророков

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Малые пророки»)

«Двенадцать малых пророков», или «Малые пророки», — именование библейских (ветхозаветных), иудейских книг пророчеств двенадцати авторов (пророков), которые принято называть «малыми», поскольку объём этих книг меньше объёма книг четырёх великих пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила). Представляют собой последнюю из восьми книг второй группы книг еврейской Библии — Пророки (др.-евр.נביאים‏‎‎) — вслед за Законом / Торой, представленном в Пятикнижии[1].

Ранние переводы Танаха, предшествующие оформлению Танаха масоретами в нынешнем виде - ни Септуагинта (III — I века до н. э.), ни Пешитта (II век н. э.), ни Вульгата (V век н. э.) не знают «Пророков» в качестве особой части Библии; впервые о них как об отдельной группе книг упоминает внук Иисуса сына Сираха в предисловии к переводу книги своего деда - "Иисуса сына Сирахова книга (Бен Сира)[1].

Разделение на «первых» (великих) и «последних» (малых‎) введено масоретами в VII веке н. э.; во время Иеронима (IV век) оно ещё не было известно[1].

  1. Книга пророка Осии (по-евр. Хошеа или Ошеа) 
  2. Книга пророка Иоиля (Йоэль) 
  3. Книга пророка Амоса (Амос)
  4. Книга пророка Авдия (Овадья)
  5. Книга пророка Ионы (Йона)
  6. Книга пророка Михея (Миха)
  7. Книга пророка Наума (Нахум)
  8. Книга пророка Аввакума (Хабаккук или Хавакук) — предсказание прихода Мессии и пленение Иерусалима.
  9. Книга пророка Софонии (Цфания)
  10. Книга пророка Аггея (Хагай)
  11. Книга пророка Захарии (Зехарья)
  12. Книга пророка Малахии (Мал’ахи)

Иисус Христос ставил книги пророков рядом с законом Моисея. «Закон (Тора) и пророки» — стало типическим выражением для обозначения всей сущности Ветхого Завета (см.: Мф, 22:40 и др.).[2]

Согласно учению некоторых христианских конфессий с наступлением эпохи Нового Завета пророчество потеряло своё первоначальное значение, и хотя есть известия о нескольких пророках, но это уже (по мнению этих богословов, хотя есть и иные точки зрения) "слабые отголоски" минувшего величия.

Среди двадцати семи книг новозаветного канона пророческий характер имеют некоторые книги и фрагменты: Мф. 24:3 - 16: "3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? 4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. 6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это — начало болезней. 9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13 претерпевший же до конца спасется. 14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец."

2 Пет. 3:10: "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят!"

2 Фес. 2:3: "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога..."

и целый ряд других мест Писания, а также целиком как пророческая книга Нового Завета - Апокалипсис, или Откровение Иоанна.[2]

Примечания