Макарий (Булгаков)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Макарий и фамилией Булгаков.
Митрополит Макарий
Митрополит МакарийПортрет работы неизвестного художника. Начало 1880-х годов. Государственный исторический музей в Москве.
Митрополит Московский и Коломенский
8 (20) апреля 1879 — 9 (21) июня 1882
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Иннокентий (Вениаминов)
Преемник Иоанникий (Руднев)
Архиепископ Литовский и Виленский
10 декабря 1868 — 8 апреля 1879
Предшественник Иосиф (Семашко)
Преемник Александр (Добрынин)
Архиепископ Харьковский и Ахтырский
2 мая 1859 — 10 декабря 1868
Предшественник Филарет (Гумилевский)
Преемник Нектарий (Надеждин)
Епископ Тамбовский и Шацкий
1 мая 1857 — 18 апреля 1859
Предшественник Николай (Доброхотов)
Преемник Феофан (Говоров)
Епископ Винницкий,
викарий Подольской епархии
28 января 1851 — 1 мая 1857
Предшественник Евсевий (Орлинский)
Преемник Израиль (Лукин)

Имя при рождении Михаил Петрович Булгаков
Место захоронения Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
Принятие священного сана 29 июня (11 июля1841
Принятие монашества 15 (27) февраля 1841
Епископская хиротония 28 января (9 февраля1851

Митрополи́т Мака́рий (в миру Михаи́л Петро́вич Булга́ков; 19 сентября [1 октября1816, село Сурково, Новооскольский уезд, Курская губерния — 9 [21] июня 1882, Черкизово, Московский уезд, Московская губерния) — епископ Русской православной церкви, историк церкви, богослов. С 8 (20) апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854).

Биография

Семья и образование

Родился село Сурково Новооскольского уезда Курской губернии (ныне Шебекинский район, Белгородская область) в бедной семье сельского священника, в которой было шестеро детей. Когда будущему митрополиту исполнилось семь лет, скончался его отец. Несмотря на нужду, мать старалась дать детям образование. Его прижизненные биографии рассказывали о том, что в отрочестве он был болезненным и малоспособным ребёнком — до тех пор, пока с ним не произошло следующее событие: когда он однажды прятался от обижавших его товарищей во дворе школы, заучивая не вполне понятный ему урок, в его голову ударился неизвестно откуда брошенный камень, который рассёк «черепную оболочку на голове, произведя сильное кровотечение»[1], после чего его здоровье неожиданно улучшилось и открылись умственные дарования.

Когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в приходское Корочанское духовное училище[2]. Затем переведён в Белгородское уездное духовное училище, которое окончил в 1831.

Окончил Курскую духовную семинарию (1837; в последние два года обучения занимался преподаванием в младших классах той же семинарии), Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия (1841)[3]. Доктор богословия (1847; за труд «Введение в православное богословие»). Почётный член Императорского Археологического общества и Санкт-Петербургской духовной академии.

Церковное служение

15 (27) февраля 1841 был пострижен в монашество. 25 марта (6 апреля1841 рукоположён в сан иеродиакона. С 29 июня (11 июля1841 года рукоположён в сан иеромонаха.

В 1841—1842 годах — преподаватель русской церковной и гражданской истории Киевской духовной академии. В 1842 году, одновременно, ректор Киево-Подольских духовных училищ.

В 1842—1844 годах — помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной академии; в 1843 году Синодом утверждён в звании экстраординарного профессора богословских наук.

В 1844—1857 годах — ординарный профессор догматического богословия Санкт-Петербургской духовной академии; в 1847—1849 годах преподавал также историю Русской церкви, в 1853—1857 годах — историю русского раскола.

В 1844—1850 годах — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. 17 (29) декабря 1844 года возведён в сан архимандрита. 20 декабря 1850 (1 января 1851) года (до 1857) определён ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В этот же период был редактором журнала «Христианское чтение» и главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в столичных учебных заведениях.

28 января (9 февраля1851 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, настоятель Шаргородского Свято-Николаевского монастыря (при этом владыка Макарий остался ректором академии)[4]. Руководил созданием в 1853 году при академии специального отделения по борьбе с старообрядцами.

С 1 (13) мая 1857 года — епископ Тамбовский и Шацкий.

С 18 (30) апреля 1859 года — епископ Харьковский и Ахтырский. 8 (20) апреля 1862 года возведён в сан архиепископа. 20 июля (1 августа1868 года вызывался для присутствия в Святейшем синоде.

С 10 (22) декабря 1868 года — архиепископ Литовский и Виленский.

По именному Высочайшему указу Святейшему синоду от 8 (20) апреля 1879 года[5] — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего минода.

Смерть и погребение

Mогила

Скончался 9 (21) июня 1882 года в 11 часов 35 минут пополудни «от апоплексического удара»[6] в архиерейском доме в селе Черкизове (ныне в черте Москвы); в день кончины чувствовал себя хорошо и «даже был оживлён более обыкновенного»[7]. Отпевание было совершено 14 июня в Чудовом монастыре; возглавлял архиепископ Варшавский Леонтий (Лебединский); похоронен 15 июня того же года в склепе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры[8].

Административная и научная деятельность

Митрополит Макарий (Булгаков). Мемориальная доска на здании Белгородской духовной семинарии

Митрополит Мануил (Лемешевский) так характеризовал деятельность митрополита Макария в качестве ректора Санкт-Петербургской духовной академии:

Путём ряда благоразумных мер он установил определенный и неизменный порядок студенческой жизни. Студенты не тяготились строгостью порядков, они любили своего начальника. Со слов самих студентов, «более прямого, честного и откровенного начальника-педагога нельзя было представить». Никакая лесть, никакое угодничество, сверх прямого отношения к делу, не были ему доступны. Важное значение в деле воспитания студентов преосвящ. Макарий придавал церковному богослужению. Он принимал все меры к тому, чтобы богослужение в академической церкви сделать как можно более торжественным, и при возможности сам старался участвовать в богослужении.

Владыка Макарий был известен как способный и энергичный администратор. В Санкт-Петербургской духовной академии он уделял большое внимание улучшению материального положения преподавателей и студентов, обустройству академической библиотеки. Во время управления Тамбовской епархией он активно занимался упорядочением делопроизводства, пребывавшего до него в запущенном состоянии. В Харьковской епархии он был ответственным редактором журнала «Христианское чтение»; по его инициативе была создана церковная библиотека, которой могли пользоваться как духовные, так и светские лица; при активном участии владыки основан монастырь во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Рясном. Число народных училищ в епархии за время его управления увеличилось в четыре раза (всего к 1869 действовало 405 училищ). Владыка стремился повысить как образовательный уровень харьковского духовенства, так и религиозное благочестие паствы — он восстановил в епархии несколько ранее существовавших крестных ходов. В период его пребывания на Литовской кафедре были построены, отремонтированы и освящены 293 церкви. В качестве московского митрополита проявил себя сторонником наведения порядка в церковном хозяйстве и усиления проповеднической деятельности духовенства.

В статье о владыке Макарии, помещённой в словаре Брокгауза и Ефрона, особое внимание обращается на его умеренно-либеральные взгляды, вызывавшие резкое неприятие со стороны наиболее консервативно настроенных церковных деятелей:

Везде духовная чернь относилась к нему с недоброжелательством. В Москве одна газета травлю митрополита сделала своею специальностью, обливала грязью все его выступления, недвусмысленно намекала на его политические взгляды. Представители мракобесия были правы в том отношении, что учёный и благородный иерарх не мог принадлежать к их чёрному стану. Во всех важных случаях он шел навстречу запросам общества и движению вперёд… В шестидесятых годах Макарий, уже архиепископом, принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на постановку дела в средней и низшей школе церкви будили ненависть у ретроградов.

Митрополит Мануил отмечал, что в бытность архимандрита Макария членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета (1844—1848) он заслужил «репутацию в высшей степени гуманного, беспристрастного и аккуратного цензора». Он был активным сторонником принятия либерального академического устава 1869 г., получившего неофициальное название «Макарьевский устав».

Однако наибольшую известность митрополит Макарий получил как учёный, автор капитальных трудов в области богословия и истории. Его главный исторический труд — «История Русской Церкви» в 12 томах (13-й не был закончен в связи с кончиной) — был издан в 1883 г. (переиздан в 19941996 гг.). Из его богословских работ наиболее известны двухтомный труд «Православно-догматическое богословие» (в 1912 г. переведено на новосирийский язык миссией Православной Церкви в Урмии[9]) и «Введение в православное богословие».

Премии митрополита Макария

По словам митрополита Мануила,

отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование еп. Макарий сделал в 1867 г. Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал значительную сумму (120 тыс. рублей). Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний.

Премии митрополита Макария присуждались в 18841917 годы. Существовали четыре Макариевские премии. Одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки), две — Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам), одна — Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы).

В 1997 году усилиями Русской Православной Церкви, московского правительства и Академии наук РФ Макариевская премия была возобновлена. Присуждается в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.

Труды

Примечания

  1. «Московскія Епархіальныя Вѣдомости». 1879. — № 17. — С. 140.
  2. Православная энциклопедия. — Том XLII ЛЬВОВСКИЙ СОБОР - МАКСИМ, БЛЖ., МОСКОВСКИЙ.. — М., 2016. — С. 487.
  3. Барсов Н. И. Макарий (Булгаков) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Галкин А. К. Винницкое викариатство // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VIII : «Вероучение — Владимиро-Волынская епархия». — С. 115——116. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
  5. Новый архипастырь Москвы. // Московские ведомости. — 17.04.1879. — № 96. — С. 3.
  6. «Правительственный Вѣстникъ». 11 (23) июня 1882, № 126, стр. 1.
  7. «Правительственный Вѣстникъ». 15 (27) июня 1882, № 129, стр. 2.
  8. «Правительственный Вѣстникъ». 19 июня (1 июля) 1882, № 133, стр. 2.
  9. Кессель Г. М. «Книжица крупиц» — антология восточносирийской письменности // Символ, № 55. С. 332, прим. 16.

Литература

  • Лебедев Н. А. Макарий, бывший митрополит Московский: Биографический очерк. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 1882. — 41 с.
  • Кипарисов В. Ф. Митрополит московский Макарий (Булгаков) как проповедник. — Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1893. — 229 с.
  • Барсов Н. И. Макарий (Булгаков) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 397—398.
  • Абрамович Д. И. О трудах митрополита Макария (Булгакова) в области древней русской литературы. — Пг.: тип. Рос. Академии наук, 1918. — 15 с.
  • Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа : проблемы и реформы (вторая половина XIX века). — М. : Изд-во ПСТГУ, 2006. — 658 с.
  • Карпук Д. А. Попытка реформы: Митр. Макарий (Булгаков) как духовный цензор и председатель Комиссии 1870 г. по реформе духовной цензуры // Православное книжное обозрение 2014. — № 3 (38). — С. 46-53
  • Борзенко В. О. Высшая духовная школа в системе образования пореформенной России: Реформа академий 1869 г. // Власть. — М., 2014. — № 11. — С. 189—194;
  • Красильников М. «История Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) как этап становления современной церковной научно-издательской деятельности // Книга в современном мире: Проблемы чтения и чтение как проблема: Материалы международной научной конференции. — Воронеж, 2014. — С. 104—109.
  • Карпук Д. А. Попытка реформы: Митр. Макарий (Булгаков) как духовный цензор и председатель Комиссии 1870 г. по реформе духовной цензуры // Православное книжное обозрение. 2014. — № 3 (38). — С. 46-53;
  • Карпук Д. А., Зеленина Я. Э. Макарий (Булгаков) // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. XLII : «Львовский собор — Максим, блаженный, Московский». — С. 487-502. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-047-9.
  • Карпук Д. А. Митрополит Макарий (Булгаков) и духовная цензура в XIX столетии // Христианское чтение. 2016. — № 4. — С. 341—364.
  • Фокин А. А. Священное Писание, Предание и экклесиология в догматических трудах митрополита Макария (Булгакова). // Материалы IV Международная научно-практическая конференция. — Белгород. 2016. — С. 111—117.
  • Фокин А. А. «Схоластицизм» митрополита Макария (Булгакова) в контексте предреволюционных дискуссий о русском академическом богословии // Материалы IX международной студенческой научно-богословской конференции 10-11 мая 2017 г. — СПб. : Изд-во СПбПДА, 2017. — Ч. 1. — С. 489—497.
  • Фокин А. А. Митрополит Макарий (Булгаков) и экклесиология католического романтизма в Германии (на примере богословия Генриха Клее) // Филаретовский альманах. Вып. 14. 2018. — С. 117—134

Ссылки