Любке, Вильгельм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вильгельм Любке

Вильгельм Любке (нем. Wilhelm Lübke, 17 января 1826, Дортмунд — 5 апреля 1893, Карлсруэ) — немецкий историк искусства.

Биография

Вильгельм Любке был сыном учителя начальных классов в Дортмунде (земля Северный Рейн-Вестфалия). В семье было ещё шестеро младших братьев и сестер. Вильгельм вырос с родителями при школе доминиканского монастыря (Dominikanerkloster). Окончил начальную школу (Volksschule) и гимназию[1].

Вдохновлённый произведениями скульптуры и живописи в церквях Дортмунда, он с ранних лет увлёкся изучением истории искусства. В 1845 году он анонимно вместе с К. Л. Крюгером опубликовал три брошюры, на выручку от которых частично финансировал своё дальнейшее обучение: с 1845 года в Бонне, с 1846 года — классической филологии в Берлинском университете[2].

В 1848 году Любке получил «Facultas docendi» (право преподавания) и стал кандидатом на преподавательскую должность в гимназии Фридриха-Вердершера в Берлине. После испытательного срока в один год Вильгельм Любке отказался от преподавательской карьеры и решил полностью посвятить себя научному изучению искусства. Он познакомился с Якобом Буркхардтом и Францем Теодором Куглером, совершал дальние поездки с целью изучения памятников искусства, в основном вместе с композитором и музыковедом Германом Кестнером. Иногда он также сопровождал литератора Теодора Фонтане в его путешествиях по Германии. Любке писал статьи для художественного альманаха «Deutsches Kunstblatt» и берлинской газеты «Spenersche Zeitung», благодаря которым он стал известен публике и получил заказ от историка и политика Вильгельма Юнкманна на исследование истории средневекового искусства Вестфалии. В 1853 году Вильгельм Любке опубликовал книгу «Средневековое искусство в Вестфалии» (Mittelalterliche Kunst in Westfalen), а в 1855 году «Историю архитектуры» (Geschichte der Architektur). Два года спустя он подал заявление в Берлинскую строительную академию (Berliner Bauakademie) и был принят преподавателем истории искусств.

В 1859 году Вильгельму Любке предложили должность в Швейцарском федеральном политехническом институте в Цюрихе (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich: «ETH Zürich»), от которой он вначале отказался. Однако в 1861 году стал преемником Буркхардта на посту профессора кафедры истории искусств этого института. Через пять лет Любке перешёл в Штутгартский политехнический институт, где преподавал до 1885 года. Однако по причине многих конфликтов он перешёл в Политехнический институт Карлсруэ, где преподавал до самой смерти. С 1880 года Вильгельм Любке был директором картинной галереи в Карлсруэ. В 1870 году был принят в члены-корреспонденты Баварской академии наук.

Любке завершил «Историю архитектуры» (Geschichte der Baukunst) Франца Куглера, добавив к ней 4-й и 5-й тома (1855). Он высоко ставил архитектурную и теоретическую деятельность Готфрида Земпера[3]. «Иллюстрированная история искусств» В. Любке (1868) была издана на русском языке в 1890 году в переводе Ф. И. Булгакова[4].

Основные публикации

  • Введение в историю церковной архитектуры средневековья (Vorschule zur Geschichte der Kirchenbaukunst des Mittelalters), 1852
  • Средневековое искусство в Вестфалии. Представлено по сохранившимся памятникам (Mittelalterliche Kunst in Westfalen. Nach den vorhandenen Denkmälern dargestellt), 1853
  • История архитектуры. С древнейших времен до наших дней (Geschichte der Architektur. Von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart), 1855
  • Памятники искусства (Denkmäler der Kunst), 1858
  • Искусство современности (Die Kunst der Gegenwart), 1859
  • Основы истории искусства (Grundriss der Kunstgeschichte), 1860
  • Осношения Шинкеля к церковному строительству (Schinkels Verhältniß zum Kirchenbau), 1860
  • «Танец смерти» в Мариенкирхе в Берлине (Der Todtentanz in der Marienkirche zu Berlin), 1861
  • Очерк истории архитектуры (Abriss der Geschichte der Baukunst), 1861
  • Женщины в истории искусства (Die Frauen in der Kunstgeschichte), 1862.
  • История скульптуры с древнейших времен до наших дней (Geschichte der Plastik von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart), 1863
  • Архитектурные стили древности (Die Baustyle des Alterthums), 1867
  • В соавторстве с Я. Буркхардтом: История современной архитектуры (Geschichte der neueren Baukunst), 1868
  • Архитектурный стиль Средневековья (Die Baustyle des Mittelalters), 1868
  • Архитектурный стиль Нового времени (Die Baustyle der Neuzeit), 1868
  • История французского Ренессанса (Geschichte der Renaissance Frankreichs), 1868
  • Изучение истории искусства (Kunsthistorische Studien), 1869
  • Современное французское искусство (Die moderne französische Kunst), 1872
  • История немецкого Ренессанса (Geschichte der deutschen Renaissance), 1872
  • История итальянской живописи с IV по XVI век (Geschichte der italienischen Malerei vom 4. bis ins 16. Jahrhundert), 1878
  • Жизнь и творчество Рафаэля (Rafaels Leben und Werk), 1882
  • Произведение искусства и художник (Kunstwerke und Künstler), 1886
  • Старое и новое (Altes und Neues), 1890
  • История немецкого искусства с древнейших времен до наших дней (Geschichte der deutschen Kunst von den frühesten Zeiten bis zur Gegenwart), 1890

Примечания

  1. H.-W. Rohmann: Lübke, Wilhelm // Biographien bedeutender Dortmunder. Menschen in, aus und für Dortmund. — Band 1. — Dortmund: Ruhfus, 1994
  2. Betthausen Р., Feist Р. Н., Fork С., Rührdanz К., Zimmer J. Metzler-Kunsthistoriker-Lexikon. — Stuttgart: Metzler,1999. ISBN 3-476-02183-1. — S. 249
  3. Mallgrave H. F. Gottfried Semper. Architect of the nineteenth century. — New Haven: Yale UP, 1996. — S. 117
  4. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 531