Лисичанский машиностроительный завод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лисичанский машиностроительный завод
Тип закрытое акционерное общество
Год основания 1952
Расположение  СССР Украина Россия
Лисичанск, ул. Коцюбинского, 6А
Отрасль машиностроение

Лисича́нский машинострои́тельный заво́д (ЗАО «ЛисМаш») — машиностроительное предприятие в городе Лисичанске Луганской Народной Республики России.

История

1952 - 1991

Лисичанский завод «Строммашина» был создан в 1952 году в соответствии с пятым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР и подчинен Министерству строительно-дорожного и коммунального машиностроения СССР с вышестоящей подчиненностью головного предприятия «Союзцеммаш».

Ориентирован на строительную индустрию и грузоподъемное оборудование для сыпучих материалов. Изготовление металлоконструкции по чертежам заказчика. Имеется собственное конструкторское бюро. Завод имеет многолетний опыт изготовления различного оборудования. В течение 40 лет завод поставлял технологическое оборудование на предприятия строительной индустрии всего СССР.

Первоначально на территории завода существовал литейный участок, продукцией которого в основном были шары для мельниц. Также существовал механический цех с токарной и фрезерной обработкой деталей и небольшой по площади цех по сборке металлоконструкций, который потом переоборудован в складское помещение.

В 1966 году был построен цех металлоконструкций (ЦМК) который в настоящее время является основным производственным корпусом завода, а в 1973 году был пущен в эксплуатацию механосборочный цех (МСЦ). Эти крупные производственные подразделения, с численностью порядка 150 человек в ЦМК и до 220 человек МСЦ, занимались выпуском машин для производства железобетонных конструкций, а сами конструкции использовались для крупнопанельного домостроения.

Выпускались машины СМЖ-340 (машины для производства сантехнических машин), СМЖ-419 (машина для производства железобетонных труб большого диаметра, машины для мойки и обработки внешних поверхностей железобетонных плит, машины для упрочнения металлических стержней в железобетонных плитах), подъемно-транспортные машины (элеваторы транспортные и др., применяемые в строительстве). Выпускались также и с/х машины (кормосмесители, машины для автоматического ввода травяной муки, всевозможные дробилки, корморезки и т. д.).

К середине 1980-х завод имел в своем составе около 11 структурных подразделений с общей численностью около 1260 человек. Месячный объем выпускаемой продукции достигал до 1,1 млн. рублей.

В целом, в советское время завод «Строммашина» являлся предприятием союзного подчинения[1] и входил в число крупнейших предприятий города[2][3][4].

После 1991

После провозглашения независимости Украины в связи с сокращением крупного домостроения и разрушением прежних кооперационных связей завод «Строммашина» потерял свою специализацию и стал искать пути восстановления производственного потенциала.

В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации Лисичанского завода "Строммашина"[5].

В 1996 году на базе завода было сформировано ОАО «Строммашина», которое начало сдавать в аренду производственные участки которые само не могла обеспечить заказами, сырьем, материалами. Так в аренду был сдан электродный участок, а затем и основные цеха были разделены на 3 дочерних предприятия:

  • ДП «завод Строммашина 1», которому принадлежали ЦМК и инструментальный участок с основными производственными мощностями.
  • ДП «завод Строммашина 2», которому принадлежали литейный участок, небольшой участок сборки и участок товаров народного потребления.
  • ДП «Строммаркет», которое занималось операциями снабжения и сбыта продукции этих ДП и транспортными перевозками.

ДП занимались в основном разовыми заказами по производству металлоконструкций и литья (элеваторы, маслопресса, металлические киоски).

В августе 1998 года арбитражный суд Луганской области возбудил дело о банкротстве завода "Строммашина"[6].

К 2000 г. ДП «Строммашина 1» стало специализироваться на выпуске котлов на твёрдом топливе для индивидуального обогрева жилых зданий, теплиц и малых производственных корпусов. Однако в те времена было тяжело найти массовых потребителей и само производство было связано с применением материалов, которые катастрофически начали увеличиваться в цене. ОАО «Строммашина» заключила договора с дочерними предприятиями на ремонт и обслуживание оборудования и коммуникаций, разработку технической документации на продукцию, изготавливаемой в дочерних предприятиях. Но средств, полученных от этой деятельности было недостаточно, чтобы своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства. Поэтому в конце 2002 советом акционеров было принято решение продать акции в частные руки, в результате чего в 2003 году на базе производственных мощностей ОАО «Строммашина» было организовано новое предприятие — ЗАО «ЛисМаш».

По состоянию на начало 2010 года Лисичанский машиностроительный завод входил в число крупнейших действующих промышленных предприятий города[7].

Деятельность

ЗАО «ЛисМаш» специализируется на выпуске металлоконструкций и оборудования используемых в строительстве, сельском хозяйстве, угольной и металлургической индустрии, а также в быту.

Примечания

  1. "предприятия союзного подчинения, расположенные в Ворошиловградской области... Лисичанский завод "Строммашина""
    Постановление Совета министров УССР № 111 от 12 марта 1985 г.
  2. Лисичанск // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 14. М., «Советская энциклопедия», 1973.
  3. Лисичанск // Украинская Советская Энциклопедия. том 6. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр.103
  4. Лисичанск // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.715
  5. "240023 Лисичанський завод "Строммашина""
    Постанова Кабінету міністрів України № 343а від 15 травня 1995 р. «Перелік об'єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році» Архивная копия от 26 декабря 2018 на Wayback Machine
  6. Арбітражний суд Луганської області за заявою ДП "Донбастрансгаз" (м. Донецьк) порушив справу № 05/41-11/32Б про банкрутство Лисичанського заводу "Строммашина" // газета "Урядовий кур'єр", № 151-152 вiд 8 серпня 1998
  7. Лисичанск // Большая Российская Энциклопедия / редколл., гл. ред. Ю. С. Осипов. том 17. М., научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 2011. стр.570

Ссылка