Лео Таксиль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лео Таксиль
Léo Taxil
Лео Таксиль, около 1880-го годаЛео Таксиль, около 1880-го года
Дата рождения 21 марта 1854(1854-03-21)
Место рождения Марсель, Франция
Дата смерти 31 марта 1907(1907-03-31) (53 года)
Место смерти Со, Франция
Род деятельности писатель, журналист, общественный деятель

Лео́ Такси́ль (фр. Léo Taxil, настоящее имя Мари Жозеф Габриэль Антуан Жоган-Пажес, фр. Marie Joseph Gabriel Antoine Jogand-Pagès; 21 марта 1854, Марсель — 31 марта 1907, Со) — французский писатель, журналист и общественный деятель, противник католичества и клерикализма, автор неоднократно издававшихся в СССР антихристианских произведений[1]. На Западе Таксиль известен прежде всего продолжавшимся 12 лет масштабным «антимасонским» розыгрышем  (англ.) с целью дискредитировать Римско-католическую церковь, жертвами которого стали папа римский и многие французские священники[1].

Биография

Родился в Марселе в семье небогатого служащего. С пятилетнего возраста Габриэль Пажес воспитывался в иезуитском монастыре.

Антихристианские произведения

Обложка книги «Дьявол в XIX веке или тайны спиритизма»

В 1879 году в Париже вышла его книга «Скуфья и скуфейники», которая должна была показать читателям отрицательные стороны папства. В русском издании книга называется «Священный вертеп». Это своеобразная история папства почти за девятнадцать столетий. В 1879—1884 годах написаны антихристианские памфлеты «Любовные похождения папы Пия IX», «Сын иезуита», «Семейство Борджиа», «Отравитель Лев XIII и пять миллионов каноников» и другие.

Среди произведений Лео Таксиля «Забавная Библия» (фр. La Bible amusante, 1882), где Таксиль указывает на неточности в понимании этой книги людьми, и «Забавное Евангелие, или Жизнь Иисуса» (1884), где предметом пародии выступает Новый Завет[1].

Книги Таксиля неоднократно переводились в СССР и других социалистических странах в период господства государственного атеизма. Характерный комментарий к советскому изданию «Забавного Евангелия»:

В яркой, остроумной форме автор раскрывает многочисленные противоречия Нового завета, мифичность евангельских легенд о «жизни и деяниях» христианского мессии. У читателя не остаётся сомнений в том, что евангелие не содержит ничего божественного, а представляет собой сборник древних легенд, написанных разными людьми и в разное время.

Мистификация разоблачения масонства

Бафомет на собрании масонской ложи (иллюстрация к книге «Дьявол в XIX веке»)

В 1885 году Лео Таксиль заявил о своём переходе в католицизм, был принят в лоно католической церкви и отрёкся от своих прежних работ, которые он писал для Антиклерикального союза. Это послужило причиной его исключения из союза три месяца спустя. В 1890-х он написал ряд произведений, в которых разоблачается масонство, описываются тайные связи масонов с Сатаной, скрытое процветание сатанизма среди последователей тамплиеров. Самым крупным трудом Таксиля в этот период стала написанная в соавторстве с Карлом Хаксом книга «Дьявол в XIX веке», в которой описывались откровения мисс Дианы Воган, раскаявшейся верховной жрицы масонского тайного общества «Палладиум», члены которого предавались сатанинским ритуалам и вынашивали планы о мировом владычестве. Книга была написана под псевдонимом «доктор Батейль» и имела большой успех. Также им была опубликована книга «Антихрист, или Происхождение франкмасонства». Эти книги были переведены на многие языки[2].

В 1896 году он стал одним из организаторов антимасонского церковного конгресса в Тренто. Некоторые делегаты этого конгресса выразили сомнение в существовании Дианы Воган и достоверности её книги. В ответ на это Таксиль пообещал представить мисс Воган общественности на заседании в Большом зале Географического общества в Париже 19 апреля 1897 года. В своей речи на этом собрании он заявил, что на протяжении последних двенадцати лет разыгрывал католическую церковь при помощи двух своих друзей, доктора Карла Хакса и профессиональной машинистки Дианы Воган, сыгравшей роль раскаявшейся «палладистки». Впоследствии эту речь целиком перепечатали ведущие французские газеты. Несмотря на собственное разоблачение, многие отказывались верить признаниям Таксиля, и элементы созданной им теории заговора масонов-палладистов используются сторонниками подобных теорий по сей день[3][4].

В некоторых советских источниках утверждается, что после признания Таксиля папа Лев XIII отлучил его от церкви[5] и предал анафеме[6]:

Мы, — говорилось в папской булле, — провозглашаем, что отлучаем от церкви и анафематствуем того злодея, который именуется Львом Таксилем, и изгоняем его от дверей святой божией церкви… Да будет он проклят всюду, где бы он ни находился: в доме, в поле, на большой дороге, на лестнице, в пустыне и даже на пороге церкви. Да будет он проклят в жизни и в час смерти. Да будет проклят он во всех делах его, когда он пьет, когда он ест, когда он алкает и жаждет… Да будет проклят он во всех частях своего тела, внутренних и внешних… Да будет он проклят во всех суставах членов его, чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног…

Вступительная статья М. С. Беленького к «Забавной Библии», 1976 г.[7]

Библиография

  • Таксиль Л. Занимательная Библия. т. 1-3. — М.: Атеист, 1925—1928.
  • Таксиль Л. Занимательное Евангелие. — М.: Безбожник, 1930.
  • Таксиль Л. Забавная Библия. — М.: Госполитиздат, 1961.
  • Таксиль Л. «Забавное Евангелие». — М.: Политиздат, 1963.
  • Таксиль Л. Священный вертеп. — М.: Атеист, 1930.
  • Таксиль Л. Священный вертеп. — М.: Политиздат, 1965.
  • Таксиль Л. Забавная Библия. — М.-Минск: Русская Правда, 2013.
  • Таксиль Л. Забавное Евангелие. — М.-Минск: Русская Правда, 2019.
  • Таксиль Л. Священный вертеп. — М.: Русская Правда, 2008.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Новиков, 1985, с. 434.
  2. Новиков, 1985, В 1895 году Таксиль заявил, что раскаялся в своей прежней антицерковной и антирелигиозной деятельности и готов служить церкви на поприще разоблачения масонства как „синагоги сатаны“. Он выпустил несколько книг о чудовищных преступлениях, якобы совершаемых масонами в союзе с дьяволом. „Разоблачения“ были с восторгом встречены церковью, с. 434.
  3. Новиков, 1985, В 1897 году Таксиль выступил с саморазоблачением, объявив, что 12 лет занимался мистификацией с целью дискредитации церкви., с. 434.
  4. Waite A. E. Devil Worship in France. — London: George Redway, 1896. — 325 p.  (англ.)
  5. Шейнман, 1976.
  6. Шахнович М. И. Современная мистика в свете науки. — Наука, 1965. — С. 37. — 205 с.
  7. Беленький М. С. Таксиль, Лео // Забавная Библия. — 3-е. — М.: Политиздат, 1976. — С. 7. — 431 с. — (Библиотека атеистической литературы).

Литература