Кружево

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ретичелла

Кру́жево — текстильное изделие, не имеющее тканой основы, с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное назначение. Используют в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё); изделие может быть целиком изготовлено из кружева: платье, блуза, шаль, пелерина, шарфик, перчатки, накидка. Кружева широко применяют в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок, постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников. Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла (ремесла)[1]. Кружево выполняют вручную: иглой (шитое), с помощью коклюшек (плетёное), крючком или спицами (вязаное); или на машинах.

История

В Западной Европе кружево появилось на рубеже XV и XVI веков, его родиной считается Италия. Развившись из ажурной вышивки, выполнявшейся по полотну с частично выдернутыми нитями основы и утка. В полотне квадраты, образованные продернутыми нитями, окружались полотном с непродернутыми нитями, таким образом создавалась сетка, в границах которой и выполнялся ажурный узор. Цельные части полотна обмётывались петельным швом, узор также создавался этим швом. Вышивка получила название «шов по прорези» (фр. point coupé). Орнамент вышивки, который составляли геометрические элементы — круги, звёзды, розетки — стал называться «ретичелла». Квадраты, заполненные элементами ретичеллы, обыкновенно перемежались с квадратами цельного полотна или образовывали длинные ряды[2].

Первым настоящим кружевом, то есть не имевшим полотняной основы, стало кружево «стежок в воздух» (итал. punio in aria). Оно шилось петельным швом. Вышивальщица выкладывала толстую нитку по контурным линиям узора, нанесенным на пергамент с подложенным под него полотном. Нитка прикреплялась наметкой к пергаменту и полотну. Контур заполнялся петельным швом, элементы узора соединялись нитями, обработанными этим же швом. Когда узор был готов, сметочные нити разрезались ножницами между полотном и пергаментом, кружево снималось с пергамента[3].

Почти одновременно с шитым кружевом появилось кружево, плетеное на особых катушках для нити — коклюшках. Рисунок (сколок) с узором накладывался на специальную подушку. К одному краю подушки крепились нити, намотанные на коклюшки. В пересечения линий узора втыкались булавки, которые кружевница оплетала нитями. Булавки вынимались из готового кружева и переставлялись дальше по рисунку[3].

Самые ранние кружева — узкие полоски с простейшим узором из зубцов. Ими отделывались большие воротники, бывшие в то время в моде, края манжет-раструбов, передники, носовые платки. Сами воротники, как правило, вышивались швом по прорези, чтобы они держали форму, их крахмалили. С течением времени орнаменты кружева усложнялись, размеры изделий увеличивались, в композицию узора включались стилизованные фигуры людей и животных. Они компоновались в полосу либо чередовались в шахматном порядке с участками полотна, декорированными вышивкой гладью. На рубеже XVI и XVII веков тематика узоров расширяется — в композиции стали включаться сцены и персонажи, связанные с мифологическими сказаниями и Библией[4].

Основными центрами выработки кружева для всей Европы в XV—XVI веках были итальянские города, в том числе Венеция, Генуя и Милан. Здесь производилось шитое льняное кружево и плетеное из серебряных и золотых нитей. Кружева шили и плели женщины разных сословий — от простолюдинок до аристократок. В Италии и других западноевропейских странах в XVI веке выпускались сборники рисунков кружев и вышивок швом по прорези[3].

В XVII—XVIII веках первенство в кружевном производстве захватили Франция и Фландрия — особенно были и остаются известными плетёные кружева из городов Малин и Валансьен. Кружева малин и валансьен представляют собой крупные узоры из цветов и завитков, обработанных по контуру рельефом[5]. В начале XVIII века появилось тюлевое кружево, вырабатываемое в Брюсселе.

Техники

Рукодельное кружево

Рукодельное кружево различают по технике исполнения (плетёное, шитое и др.) и по месту производства[6].

Техника исполнения

По технике исполнения кружево бывает плетёным, шитым, узелковым или вязаным, а также с наложением одного кружевного рисунка на другой.

Плетёное:

  • на коклюшках, подразделяется на:
    • численное — по числу переплетений, узоры геометрические, подготовительного рисунка не требуется;
    • парное — узор (преимущественно геометрический) и фон плетутся одновременно, выполняется по подготовительному рисунку (сколку);
    • сцепное — сначала плетется узорная тесьма, которая затем соединяется крючком в разные фигуры (преимущественно растительный орнамент), выполняется по сколку

Шитое:

Узелковое:

Вязаное:

  • на спицах
  • крючком

Вязаное крючком кружево

Короткий крючок
Длинный крючок
Машина производства кружев Ливерса, 1904 год, Англия

Машинное производство

Кружево создаётся в том числе и машинным способом.

Кружево по месту производства

Производство кружев развито в таких странах, как Бельгия, Мальта, Россия, Турция, Франция и Италия.

Бельгия

Неизвестный голландский художник, Портрет женщины в воротнике-фризе. Национальная картинная галерея Армении

Во фламандских провинциях Бельгии распространены две основные техники кружевоплетения[9]:

  • шитое иголкой кружево производится в Аалсте. Это кружево называют «брюссельским», так как продаётся оно в основном в Брюсселе.
  • бобинное кружево (плетётся на бобинах, в России — на коклюшках) производят в Брюгге (так называемое «брюггское кружево»). Производство брюггского кружева обходится слишком дорого, поэтому его больше не делают в коммерческих целях, а вяжут только на заказ.

Франция

Французский королевский двор и мода, популярная там, повлияли на кружево, которое начали делать во Франции. Оно было тонким и изящным, по сравнению с более тяжелыми игольчатыми или точечными кружевами Венеции. Примерами французского кружева являются алансонское, аржантанское и шантильи. В XVII веке двор короля Франции Людовика XIV был известен своей экстравагантностью, и во время его правления кружево, особенно нежные разновидности аленсонского и аржантанского кружева, было чрезвычайно популярно в качестве придворной одежды. Фронтанж, высокий кружевной головной убор, вошел в моду во Франции в это время. Министр финансов Людовика XIV Жан Батист Кольбер укрепил кружевную промышленность, создав в стране кружевные школы и мастерские.

Россия

Традиционное русское кружево отличается от фламандского не только внешним видом, но и технологией изготовления. На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку.

В России несколько действующих кружевных центров; самые известные — Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский, Кадомский вениз. Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах — Балахне и Кириши. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов — плетешков, насновок, паучков и полотнянок разных видов.

Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.

См. также

Примечания

  1. Ф. Шенер «Кружево. Технология ручного и машинного изготовления» 1990
  2. Бирюкова, 1959, с. 3—4.
  3. 3,0 3,1 3,2 Бирюкова, 1959, с. 4.
  4. Бирюкова, 1959, с. 4—5.
  5. ЭЮХ, 1983, с. 197.
  6. Виды кружева (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2007. Архивировано 28 сентября 2007 года.
  7. Ирландское кружево. Дата обращения: 7 октября 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
  8. «ЖУРНАЛ МОД» № 2(203),1995 г. ISSN 0321-1576
  9. The history of Lace Архивная копия от 8 октября 2014 на Wayback Machine (англ.)

Литература

  • Андреева Р. П. Кружево // Энциклопедия моды. — СПб.: Издательство «Литера», 1997. — С. 220—222. — 416 с. — ISBN 5-86617-030-2.
  • Бирюкова Н. Ю. Западноевропейское кружево XVI — XIX вв. в собрании Эрмитажа. — Ленинград: Государственный Эрмитаж, 1959. — 68 с.
  • Буровик К. А. Кружева // Красная книга вещей: Словарь. — М.: Экономика, 1996. — С. 127—129. — 215 с. — ISBN 5-282-01639-7.
  • Давыдова С. А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской. — СПб.: Типография В. Киршбаума, 1886. — 172 с.
  • [Давыдова С. А.] Русское кружево и русские кружевницы: исследование историческое, техническое и стататистическое Софии Давыдовой. — Спб.: Типография А. С. Суворина, 1892. — 163 с.
  • Давыдова С. А. Очерк кружевной промышленности в России // Кустарная промышленность России: очерки С. А. Давыдовой, Е. Н. Половцевой, К. И. Беренс и Е. О. Свидерской / ГУЗ и 3. Отд. сел. экономии и с.-х. статистики. Женские промыслы. — Санкт-Петербург: Типо-литография «Якорь», 1913. — IV, 440 с.: ил. — C. 3-182.
  • Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного исторического музея. — Москва: Изобразительное искусство, 1982. — 272 с.
  • Буровик К. А. Кружева // Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. — М.: Дрофа-Плюс, 2004. — С. 96. — 192 с. — 5000 экз. — ISBN 5-9555-0279-3.
  • Кружево // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1959.
  • Орленко Л. В. Терминологический словарь одежды: Около 2000 слов / Рец.: В. П. Склянников, Н. В. Шабалина. — М.: Легпромбытиздат, 1996. — С. 121—123. — 352 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7088-0720-2.
  • Пересторонина В. Д. Вятские кружева / Художник В. В. Кременецкий. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. — 128 с., ил. — 10 000 экз.
  • Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — Серия: Народные промыслы РСФСР. — 328 с. — 20 000 экз.
  • Шапиро Б. История кружева как культурный текст. — М.: Новое литературное обозрение, 2018.
  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — 416 с.

Ссылки