Криминальный фильм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Криминальный фильмкинематографический жанр, аналогичный литературному жанру криминала. Фильмы этого жанра, как правило, затрагивают различные аспекты преступности и её обнаружения. Стилистически жанр может пересекаться и сочетаться со многими другими жанрами, такими как драма или гангстерский фильм[1], но также включать комедию и, в свою очередь, делится на множество поджанров.

Сценарист и ученый Эрик Р. Уильямс относит криминальный фильм как одиннадцати супержанрам в таксономии своих сценаристов, утверждая, что все полнометражные фильмы могут быть классифицированы по этим супержанрам. Остальные десять супержанров — боевик, фэнтези, ужасы, романтика, научная фантастика, кусочек жизни, спортивный фильм, триллер, военный фильм и вестерн[2]. Уильямс идентифицирует драму в более широкой категории, называемой «типом фильма», мистерия и саспенс как «макрожанры», а фильм-нуар как «путь сценариста», объясняя, что эти категории являются аддитивными, а не исключающими[3]. «Китайский квартал» является примером фильма, который является драматическим (тип фильма) криминальным фильмом (супержанром), который также является нуаровой (тропинной) мистерией (макрожанром).

Поджанры

Криминальный боевик

Криминальные боевики — фильмы, которые выступают за насилие. По словам Джули Сельбо, жанры криминального кино и боевиков переплетаются: «фильмы не могли бы существовать в своей популярной форме без другого на равной основе, поэтому они работают в тандеме»[4][5].

Криминальная комедия

Криминальные комедии — гибрид криминального фильма и комедии, которые играют с конвенциями криминального фильма и могут вводить аспекты чёрного юмора. Как правило, в них фигурируют тупых преступников или криминальных преступников, которые неуклюже казнены или представлены в беззаботном деле. Жанр возродился в популярности на независимой киносцене 1990-х годов, которая объединила клише криминального триллера с комическими ассигнованиями[6].

Криминальная драма

Криминальные драмы — фильмы, посвящённые моральным дилеммам преступников. Они отличаются от криминальных триллеров, поскольку фильмы, как правило, сосредоточены на более мрачном и реалистичном изображении криминального мира, а не насилия и последовательности перестрелки. Иногда эти фильмы начинаются с более ярких элементов криминального триллера, чтобы перерасти в более созерцательные повествования[7].

Криминальный триллер

Криминальные триллеры сосредоточены на захватывающих элементах как успешных, так и неудачных преступлений. В отличие от полицейских процедур, они сосредоточены на преступнике или группе преступников, а не на правоохранительных органах. Эти фильмы, как правило, сосредоточены на жестоких сценах, двойных пересечениях, грабежах и убийствах в качестве их центральных элементов[8].

Фильм-дакойт

Жанр индийского кино (включая киноиндустрию хинди), вращающийся вокруг бандитов.

Гангстерский фильм

Гангстерские фильмы — фильмы, которые прославляют преступную деятельность гангстеров, часто возвышая их до героев в своих историях. Гангстерский фильм является одним из старейших жанров фильмов. После Второй мировой войны эти фильмы становились все более жестокими и угрожающими[9].

Фильм-ограбление

Этот фильм рассказывает о группе преступников, пытающихся совершить кражу или ограбление, а также о возможных последствиях, которые последуют за ними. Фильмы о ограблении, которые легче по тону, называются «фильмами о каперах».

Преступный мир Мумбаи

Индийский жанр криминального кино, часто выпускаемый в киноиндустрии на хинди. Жанр часто черпает вдохновение у настоящих преступников Мумбаи, таких как Хаджи Мастан, Давуд Ибрагим и D-Company.

Полицейская драма

Полицейские драмы сосредоточены на полиции, которая расследует действия преступников.

Тюремный фильм

Тюремный фильм — поджанр криминального кино, который фокусируется на сложных условиях жизни в тюрьмах, а также иногда фокусируется на заключённых, приспосабливаемых к жизни вне тюрьмы[10].

Примечания

  1. Metasearch Search Engine (англ.). search.com. Дата обращения: 18 января 2019. Архивировано 7 января 2019 года.
  2. Williams, Eric R. (2017). The screenwriters taxonomy : a roadmap to collaborative storytelling. New York, NY: Routledge Studies in Media Theory and Practice. ISBN 978-1-315-10864-3. OCLC 993983488. P. 21
  3. Williams, Eric R. How to View and Appreciate Great Movies (англ.). English. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 25 сентября 2020 года.
  4. Selbo, Jule. Film Genre for the Screenwriter. — Taylor & Francis, 2014. — P. 56-57, 229-232.
  5. Scheibe, Cynthia Leone. Character Portrayals and Values in Network TV Commercials. — Cornell University, 1983. — P. 107.
  6. Subgenre - Crime comedy. AllMovie. Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 21 марта 2022 года.
  7. Subgenre - Crime drama. AllMovie. Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 27 июня 2021 года.
  8. Subgenre - Crime thriller. AllMovie. Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 30 мая 2022 года.
  9. Subgenre - Gangster Film. AllMovie. Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 6 февраля 2022 года.
  10. Subgenre - Prison Film. AllMovie. Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 17 февраля 2022 года.