Кратил

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кратил
Эта статья о философе Кратиле. См. также Кратил (Платон)

Крати́л (др.-греч. Κρατύλος; 2-я половина V века — начало IV века до н. э.) — древнегреческий философ-досократик, последователь Гераклита (гераклитовец), афинянин.

Кратил был учеником софиста Протагора. Платон знал его лично, учился у него до встречи с Сократом и уважал его.

Источники

Сведения о Кратиле в античных источниках крайне скудны и разрозненны. Его упоминает Аристотель в качестве учителя Платона до Сократа. Согласно поздней античной традиции (Апулей, Диоген Лаэртский, Олимпиодор и анонимный автор «Пролегомен») стал учителем Платона после казни Сократа[1].

Кратил является оппонентом Сократа в одноимённом диалоге Платона. Во «Фрагментах досократиков[de]» Дильса-Кранца Кратил — 65-й автор. Антиковеды собрали пять фрагментов, которые описывают философское учение Кратила. Два из них взяты из диалога Платона «Кратил», три — из «Риторики» и «Метафизики» Аристотеля. По сути современные представления об особенностях учения и личности Кратила восходят к Платону. Лишь Аристотель в одном из фрагментов цитирует Эсхина, который утверждал, что Кратил во время произнесения речей «шипел и тряс руками»[2][3][1]. Незначительное количество источников о Кратиле, по мнению современных учёных, закономерно приводит к неверной передаче его учения[4][1].

Биография

Учение

Согласно современным представлениям, Кратил был последователем Гераклита, который довёл его учение о постоянных движении и изменчивости всего вокруг до абсурда. Тезис Гераклита «Нельзя войти в одну реку дважды» абсолютизируется: «В одну и ту же реку нельзя войти даже один раз». На момент погружения вода в реке уже не та, которая была в момент вхождения. Да и мы сами несколько изменились за этот промежуток времени. По этой логике даже одну и ту же вещь нельзя называть по имени. Ведь «имя» одно и то же, а вещь изменчива. Соответственно на неё следует лишь указывать пальцем, то есть, используя современную терминологию, пользоваться невербальные способы коммуникации[5][6].

Кратил до предела усилил учение Гераклита о всеобщей «текучести» вещей. Он полагал, что об абсолютно изменчивом (текучем) и лишённом качественной определённости нельзя сделать никакого определённого высказывания. Ни о какой вещи вообще ничего нельзя сказать, её нельзя обозначить, и о ней нельзя вынести суждения (или же можно говорить всё что угодно). Поскольку о вещах нельзя высказываться, то на них можно только указывать жестами (в современной терминологии: с помощью невербальных способов коммуникации):

«[Кратил] считал, что не следует ничего говорить, а только шевелил пальцем и упрекал Гераклита за то, что он сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку; сам он считал, что нельзя и один раз»[7]

По некоторым данным (видимо, по легенде) он был слепым и якобы даже сам выколол себе глаза, чтоб не видеть несовершенство мира.

В одноимённом диалоге, полемически направленном против учения Гераклита, Кратил является одним из главных персонажей-участников. Темой диалога является происхождение языка и образовании слов, при этом Кратил-персонаж высказывает взгляды несколько отличные от того, что известно по другим источникам. По мнению Кратила-персонажа, для каждой из вещей имеется правильность имени по природе, поэтому от природы существует одно и то же имя для всех людей — и для эллинов, и для варваров. Имя не есть результат условного соглашения.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Солопова, 2008.
  2. Аристотель, 2017, Риторика. Книга III. Глава 16. 1417 b1.
  3. Фрагменты, 1989.
  4. Kirk, 1951, p. 225—227.
  5. Реале, Антисери, 1997, с. 24.
  6. Асмус, 1999, с. 126.
  7. Фр. 4 DK (Аристотель. Метафизика. Кн. IV. Гл. 5. 1010a7). — Цит по: Фрагменты ранних греческих философов. — С. 552.)

Литература