Коттоновский Генезис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дом Лота. Фрагмент 4vДом Лота. Фрагмент 4v
Коттоновский Генезис. около 500 года
the Cotton Genesis
Пергамен, чернила, краски, позолота. 35 × 30 см
Британская библиотека, Лондон

Ко́ттоновский Ге́незис или Коттоновская книга Бытия (англ. the Cotton Genesis), по В. Н. Лазареву — Коттонова Библия[1] — богато иллюминированная рукопись ветхозаветной книги Бытия на греческом языке, датируемая рубежом V и VI веков. Название — по Коттоновской библиотеке, в которой она хранилась. После пожара 23 октября 1731 года в вестминстерском Ашбернем-хаусе  (англ.) от рукописи остались 134 фрагмента пергамента, сильно обгоревшие и сморщившиеся от температуры.

Первоначальная рукопись

Согласно наиболее вероятной реконструкции, в Коттоновском генезисе был 221 лист, первоначальный размер страниц примерно 35×30 см. В тексте было 360 миниатюр-иллюстраций, заключённых в рамки. Вероятно, книга Бытия никогда в истории не иллюстрировалась столь щедро[2]. В миниатюрах активно использовалась позолота, текст выполнен парадным унциальным почерком, в одну колонку, по 27-30 строк.

Место создания рукописи неизвестно, обычно указывают предельно широко на восточное Средиземноморье. Акцент в иллюстрациях на истории Иосифа и египетских пейзажах интерпретировался как свидетельство египетского происхождения рукописи[3], однако такая прямолинейная трактовка оспаривается[2]. К. Вейцман указывает также на стилистическое сходство с александрийским «папирусом возничих».

История рукописи до пожара

Известно, что в начале XIII века рукопись была в Венеции. Возможно, она попала туда в качестве трофея после разгрома Константинополя в 1204 году. Её миниатюры (или копии с них) использовались в качестве оригиналов для мозаик северо-западного угла собора Святого Марка. Необычность иконографии не оставляет сомнений в прямой связи между этими изображениями. Впервые это сходство было замечено финским учёным И. И. Тикканеном в 1888 году. Использование книжной миниатюры в качестве образца для монументальной мозаики в средневековом искусстве уникально.

В начале XVI века с рукописи, всё ещё находившейся в Венеции, грек Маркос Ватас скопировал четыре миниатюры в качестве маргиналий к комментированному Генезису, ныне хранящемуся в Вене (не путать с древним Венским Генезисом). Вероятно, в 1526 году рукопись купил Реджинальд Поль, внук герцога Кларенса и троюродный брат Генриха VIII (впоследствии деятель Контрреформации, кардинал и архиепископ Кентерберийский при Марии I), затем она принадлежала Роберту Уэйкфилду (ум. 1537), библеисту из Оксфордского университета, а затем его брату Томасу, работавшему в Кембридже. Томас оставил на кодексе владельческую надпись. Замечено, что Томас Уэйкфилд сравнивал Коттоновский Генезис с печатной Библией 1526 года и выписывал варианты «древнейшего кодекса»[4]. В 1540 году Томас Уэйкфилд был назначен Генрихом VIII королевским профессором древнееврейского языка и, по-видимому, в благодарность подарил книгу королю. Легендарная версия, согласно которой Генезис якобы был преподнесён Генриху двумя греческими монахами из города Филиппы в Македонии (в XVI в. бывшего в руинах), впервые появилась только в 1620-е годы.

Елизавета I передала кодекс Джону Фортескью (ум. 1607), а к 1611 году рукопись была уже в коллекции Роберта Коттона.

К моменту пожара в рукописи отсутствовала примерно четверть страниц и треть миниатюр[2]. Французский антиквар Николя-Клод Фабри де Пейреск, бравший книгу у Коттона для работы в 1618—1622 г., скопировал часть текста и одну из миниатюр; его копия является важным источником для реконструкции рукописи.

Изучение после пожара

Самый большой из сохранившихся фрагментов — 175×50 мм. То, что не тронул огонь, сжалось от температуры примерно вдвое[2].

Большая часть Коттоновского Генезиса хранится в Британской библиотеке (шифр Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI), несколько фрагментов — в Баптистском Колледже в Бристоле. Фрагменты неоднократно изучались, расшифровывались, реконструировались и факсимильно воспроизводились. В 1857 году Лондонские фрагменты были изданы К. фон Тишендорфом[5]. До середины XIX века Коттоновский Генезис считался самым древним и самым точным из сохранившихся списков Септуагинты; сейчас он лишился приоритета, но по-прежнему относится к числу нескольких древнейших кодексов[6].

Примечания

  1. Лазарев В. Н. III. Позднеантичное искусство и истоки христианского спиритуализма //  История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Lowden J. The Cotton Genesis // McKendrick S. et al. Royal Manuscripts: the Genius of Illumination. — London: British Library, 2011. — P. 190—191.
  3. Weitzmann K., Kessler H. L. The Cotton Genesis: British Library, Codex Cotton Otho B VI. — Princeton: Princeton University Press, 1986.
  4. Carley J., Tite C. Thomas Wakefield, Robert Wakefield and the Cotton Genesis // Transactions of the Cambridge Bibliographical Society. — 2002, 12.3. — P. 246—261.
  5. Tischendorf. Monumenta sacra inedita. — Leipzig, 1857. — (nov. coll. II).
  6. Пожидаева А. В. От Ионического моря до Мааса: границы распространения традиции Генезиса лорда Коттона в западноевропейской иконографии Сотворения мира в VIII—XII веках Архивная копия от 15 февраля 2020 на Wayback Machine // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 493—503. http://dx.doi.org/10.18688/аа199-4-43

Ссылки