Корё

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
независимая империя (918—1259)
вассальное царство (1259—1368)
Корё
고려
Императорский флаг Корё Императорская печать
Императорский флаг Корё Императорская печать
History of Korea-Goryeo Period-1389 CE.gif
 Flag of old Korea.jpg
 Flag of None.svg
 Seal of Silla.png
 Flag of None.svg
 Flag of None.svg
Flag of the King of Joseon (Fringeless).svg 
918 — 1392
Столица Кэгён (9361232)
Канхва (12321270)
Кэгён (12701392)
Язык(и) Древнекорейский язык
Религия Буддизм, конфуцианство, даосизм, шаманизм
Денежная единица Корейский мун (998–1105)
Площадь 220 750 км²
Население около 5 млн. чел.[1]
Форма правления монархия
Династия Ван
936-1259 天王 1260-1368 王 1368-1392 天王
 • 918—943 Тхэджо
 • 949–975 Кванджон
 • 1009–1031 Хёнджон
 • 1213–1259 Коджон
 • 1351—1374 Конмин
Корё
Хангыль 고려왕조
Ханча 高麗國
Маккьюн — Райшауэр Koryŏ
Новая романизация Goryeo

Корё — государство на Корейском полуострове, появившееся после падения государства Силла в 935 году и существовавшее до воцарения династии Чосон в 1392 году.

Название «Корё» является сокращением от Когурё, одного из трёх раннефеодальных государств Кореи, объединённых Силлой в 668 году. Современное слово «Корея» происходит от «Корё».

Наиболее известные достижения государства — гончарное искусство Корё и Трипитака Кореана — буддийский канон (Трипитака), вырезанные на десятках тысяч деревянных досок. В Корё в 1234 году была создана первая в мире металлическая печатная матрица (см. Чикчи). Период Корё был «золотым веком буддизма» в Корее[2], и как национальная религия, буддизм достиг своего самого высокого уровня влияния в корейской истории, с 70 храмами только в столице в XI веке[3]. Торговля процветала в Корё, купцы приезжали из самых дальних стран Ближнего Востока[4][5], а столица в современном Кэсоне, Северная Корея, была центром торговли и промышленности, причем купцы использовали систему двойной бухгалтерии с XI или XII века[6]. Кроме того, Корё был периодом больших достижений в корейском искусстве и культуре, такие как Корёский селадон, который был высоко оценен в империи Сун[7][8], и Трипитака Кореана, который был описан ЮНЕСКО как «один из самых важных и наиболее полных корпусов буддийских доктринальных текстов в мире», с оригинальными 10 000 гравированными печатными блоками, все ещё сохранившимися в храме Хаэйнса[9]. В начале XIII века в Корё был разработан подвижный шрифт из металла для печати книг, за 200 лет до Иоганна Гутенберга в Европе[7][10][11].

История

Korea unified vertical.svgИстория Кореи

Доисторическая Корея
Кочосон, Чингук
Ранние корейские государства:
Пуё, Окчо, Тонокчо, Е, Тонъе, Пёнхан, Чинхан, Махан,Четыре ханьских округа
Три корейских государства:
 Когурё
 Пэкче
 Силла
 Конфедерация Кая
Поздние три корейские государства
Позднее Силла, Тхэбон, Хупэкче, Усан
Корё, Пальхэ
  Киданьские войны
  Монгольские вторжения
Чосон:
 Имджинская война
Корейская империя
 Генерал-резиденты
Под управлением Японии:
 Генерал-губернаторы
 Временное правительство
 Движение за независимость Кореи
Разделённая Корея:
 Корейская война
 Северная, Южная Корея

Хронология
Военная история
Список монархов

Основание

В конце IX века Объединённая Силла, раздираемая внутренней борьбой, ослабла и потеряла власть над наместничествами. Страна погрузилась в хаос гражданской войны и восстаний, после чего на Корейском полуострове вновь, теперь уже ненадолго, возникли три государства. Эра Трёх государств кончилась после того, как Корё завоевало Силла и Хупэкче в 936 году.

Ван Гон, который посмертно будет известен под своим храмовым именем Тхэджо или «Великий прародитель», изменил название своего царства обратно на «Корё», принял название эпохи «Небесного мандата» и перенес столицу обратно в свой дом Кэсон[12]. Корё считало себя преемником Когурё и претендовал на Маньчжурию как на свое законное наследство[13][14][15][16]. Одним из первых указов Тхэджо было заселить и защитить древнюю столицу Когурё Пхеньян, которая долгое время находилась в руинах; впоследствии он переименовал её в «западную столицу», а перед смертью придал ей большое значение в своих десяти наставлениях своим потомкам[17][18].

Объединение Кореи

В отличие от Кунъе, который питал мстительную враждебность к Силле, Тхэджо (Ван Гон) был великодушен по отношению к ослабленному королевству. В 927 году Кён Хвон, который поклялся отомстить за последнего короля Пэкче, когда он основал позднее Пэкче, разграбил столицу поздней Силлы, вынудил короля совершить самоубийство и посадил на трон марионетку[19]. Тхэджо пришёл позже на помощь Силле, но потерпел крупное поражение от Кён Хвона близ современного Тэгу; Тхэджо едва избежал смерти благодаря самопожертвованию генералов Син Сонгена и Ким Нака, и впоследствии Пэкче стал доминирующей военной силой более поздних Трех Королевств[20]. Однако баланс сил сместился в сторону Корё,с победами над поздним Пэкче в 930 и 934 годах и мирной аннексией поздней Силлы в 935 году. Тхэджо милостиво принял капитуляцию последнего короля Силлы и объединил правящий класс поздней Силлы[20]. В 935 году Кён Хвон был смещен со своего трона своим старшим сыном из-за спора о престолонаследии и заключен в тюрьму, в храме Геймсанса, но три месяца спустя он бежал в Корё и был почтительно принят своим бывшим верховным правителем[21]. В следующем году, по просьбе Кён Хвона, Тхэджо и Кён Хвон завоевали позднее Пэкче с армией из 87 500 солдат, положив конец более позднему периоду трех царств[22][23].

После разрушения Бохай империей Ляо в 927 году последний наследный принц Бохэ и большая часть правящего класса нашли убежище в Корё, где их тепло встретил и дал землю Тхэджо. Кроме того, Тхэджо включил наследного принца Бохай в королевскую семью Корё, объединив два государства-преемника Когурё и, по мнению корейских историков, добившись «истинного национального объединения» Кореи[24][13]. Согласно «Корёса чельо», беженцы Бохай, сопровождавшие наследного принца, насчитывали десятки тысяч домашних хозяйств[25]. Ещё 3000 бохайских домохозяйств пришли в Корё в 938 году[26]. Беженцы из Бохай составляли 10 процентов населения Корё[27]. Тхэджо чувствовал сильное семейное родство с Бохай, называя его своей «родственной страной» и «супружеской страной»[28], и защищал бохайских беженцев[15]. У Тхэджо появилась сильная неприязнь к киданям, которые уничтожили Бохай. В 942 году династия Ляо послала 30 посланников с 50 верблюдами в качестве подарка, но Тхэджо сослал посланников на остров и морил верблюдов голодом под мостом, в том, что известно как «инцидент на мосту Манбу»[29][30]. Тхэджо предложил Гаоцзу из Поздней Цзинь, чтобы они напали на киданей в отместку за Бохай, согласно Цзы чжи тун цзянь[28]. Более того, в своих десяти наставлениях своим потомкам он утверждал, что кидани — «дикие звери» и их следует остерегаться[29][31].

Вторжения киданей

Гравировка оригинальной Трипитаки Кореаны была начата в 1011 году во время нашествия киданей, чтобы получить силу от Будды для защиты страны[32]

После «инцидента на мосту Манбу» в 942 году Корё готовился к конфликту с империей киданей: в 947 году Чонджон создал военный резерв из 300 000 солдат, названный «блистательной армией», а Кванджон построил крепости к северу от реки Чунчхон, расширяясь к реке Ялуцзян [33][34]. Кидани считали Корё потенциальной угрозой и с ростом напряженности вторглись в 993 году[35]. Корейцы потерпели поражение в своем первом столкновении с киданями, но успешно оборонялись от них на реке Чончхон[30][36][37]. Начались переговоры между командиром Корё Со Хи и командиром Ляо Сяо Суннином. В заключение Корё вступил в номинальные вассальные отношения с Ляо, разорвав отношения с Сун, и Ляо уступил Корё земли к востоку от реки Ялуцзян[30][35]. После этого Корё основал «шесть гарнизонных поселений к востоку от реки» на своей новой территории[30][34][38]. В 994 году Корё предложил Сун совместное военное нападение на Ляо, но был отклонен[39]; ранее, в 985 году, когда Сун предложил совместное военное нападение на Ляо, Корё отказалось[40].

По мере того как киданьская империя расширялась и становилась все более могущественной, она потребовала, чтобы Корё уступил шесть гарнизонных поселений, но Корё отказалось[41]. В 1009 году Кан Чжо устроил государственный переворот, убив Мокчона и посадив Хёнджона на трон[42]. В следующем году под предлогом мести за Мокчона император Шэн-цзун возглавил вторжение в Корё с армией из 400 000 солдат[43]. Тем временем Корё попыталось установить отношения с Сун, но был проигнорирован, так как Сун ссылалась на Чаньюаньский договор в 1005 году[44]. Корё выиграл первую битву против Ляо, возглавляемую Ян Гю, но проиграли второе сражение, возглавляемое Кан Джо: армия Корё понесла тяжелые потери и была рассеяна, а многие командиры были захвачены в плен или убиты, включая самого Кан Джо[30][45]. Позже Пхеньян был успешно защищен, но армия Ляо двинулась в сторону Кэсона[30]. Хёнджон, по совету Кан Гам Чхана, эвакуировался на юг в Наджу, и вскоре после этого Кэсон был атакован и разграблен армией Ляо[30]. Затем он послал Ха Гун-Цзиня и Го Ен-ги просить мира[46], пообещав, что он лично воздаст дань уважения императору Ляо и киданям, которые выдерживали атаки перегруппированной корейской армии и нарушали линии снабжения, приняли и начали свой отход[30][47]. Тем не менее, во время их отступления на киданей непрерывно нападали; Ян Гю спас 30 000 военнопленных, но погиб в бою[30][48][49]. Согласно Ляо ши, кидани были осаждены проливными дождями и сбросили большую часть своих доспехов и оружия[49]. По Корёса, на киданей напали, когда они переправлялись через реку Ялуцзян, и многие утонули[49][50]. После этого, Хёнджон не выполнил свое обещание, чтобы отдать дань уважения лично к императору Ляо, а когда требовали, чтобы уступить шесть населенных пунктов гарнизона, он отказался[30][45].

В 1014 году кидани построили мост через реку Ялуцзян и атаковали её в 1015, 1016 и 1017 годах[45]: победа досталась корейцам в 1015 году, киданям в 1016 году и корейцам в 1017 году[51]. В 1018 году Ляо начал вторжение во главе с Сяо Пайя, старшим братом Сяо Суннинга, с армией из 100 000 солдат[30][43]. Армия Ляо немедленно попала в засаду и понесла тяжелые потери: командир Корё Ган Гам-Чан запрудил большой приток реки Ялуцзян и выпустил воду на ничего не подозревающих киданьских солдат, которые затем были атакованы 12 000 элитной кавалерией[52]. Армия Ляо продвигалась к Кэсону под постоянным преследованием противника, но вскоре развернулась и отступила, не сумев взять хорошо защищенную столицу[30][53]. Отступающая армия Ляо была перехвачена Кан Гам Чханом в современном Кусоне и потерпела крупное поражение, причем только несколько тысяч солдат спаслись бегством[30][43][53]. Шэн-цзун намеревался снова вторгнуться, но столкнулся с внутренним сопротивлением[30]. В 1020 году Корё послал дань, и Ляо принял её, таким образом, возобновляются номинальные даннические отношения[30][53]. Шэн-цзун не требовал, чтобы Хёнджон лично отдал дань уважения или уступил шесть гарнизонных поселений[43]. Единственными условиями были" объявление вассалитета" и освобождение задержанного посланника Ляо[44]. История Ляо утверждает, что Хёнджон «сдался», а Шэн-цзун «простил» его, но, по словам Ганса Биленштейна, «рог его династического языка, это означает лишь то, что оба государства заключили мир как равноправные партнеры (официально оформленный в 1022 году)»[54]. Хёнджон сохранил свой титул правителя и поддерживал дипломатические отношения с династией Сун[54]. Кэсон был отстроен заново[55], ещё более величественно, чем прежде, и с 1033 по 1044 год Чхолли чонсон, стена, протянувшаяся от устья реки Ялуцзян до восточного побережья Корейского полуострова, была построена для защиты от будущих вторжений[56]. Ляо больше никогда не вторгался в Корё[43][57].

Золотой век

После войны между Корё и киданями в Восточной Азии установился баланс сил между Корё, Ляо и Сун [58][59]. После победы над Ляо Корё был уверен в своих военных способностях и больше не беспокоился о военной угрозе со стороны киданей[60]. Фу Би, великий советник династии Сун, высоко оценил военные способности Корё и сказал, что Ляо боится Корё [61][62]. Далее, относительно отношения корейцев, он сказал: «Среди многих племен и народов, которые, в зависимости от их силы сопротивления, будучи либо ассимилированными, либо сделанными данниками киданей, одни корейцы не склоняют головы.[63]» Сун рассматривала Корё как потенциального военного союзника и поддерживала дружеские отношения как равноправных партнёров[64]. Тем временем Ляо стремился установить более тесные связи с Корё и предотвратить военный союз Сун-Корё, апеллируя к увлечению Корё буддизмом, и предлагал Ляо буддийские знания и артефакты Корё[65]. В течение XI века Корё рассматривалось как «государство, которое могло бы дать либо Сун, либо Ляо военное господство»[62]. Когда императорские посланники, те, кто представлял императоров Ляо и Сун, отправлялись в Корё, их принимали как пэров, а не сюзеренов[66][67]. Международная репутация Корё была значительно повышена[64][68]. Начиная с 1034 года купцы из Сун и посланники из различных племен чжурчжэней и царства Тамла участвовали в ежегодном Палгванхо в Кэсоне, крупнейшем национальном празднике в Корё[68]; купцы Сун присутствовали как представители Китая, а посланники чжурчжэней и Тамла-как члены Поднебесной Корё[69]. Во время правления Мунджона, Хэйшуй Мохэ и Япония, среди многих других, тоже присутствовали[70]. Королевство Тамла на острове Чеджу была включена в состав Корё в 1105 году[71].

Золотой век Корё длился около 100 лет до начала XII века и был периодом коммерческих, интеллектуальных и художественных достижений[64]. В Корёса записаны приходы купцов из Аравии в 1024, 1025 и 1040[72], и сотни купцов из Сун каждый год, в начале 1030-х гг.[60] Были разработки в полиграфии и в издательском, распространение знаний в области философии, литературы, религии и науки[73]. Корё щедро издавал и импортировал книги, а к концу XI века экспортировал их в Китай; династия Сун переписала тысячи корейских книг[74]. Первая Трипитака Кореана, насчитывающая около 6000 томов, была завершена в 1087 году[75]. Частная академия Мунхон гондо была основана в 1055 году Чхве Чхуном, который известен как «Конфуций Восточного моря», и вскоре после этого в Корё было 12 частных академий, которые соперничали с Национальным университетом Кукджагам[76][77]. В ответ на это несколько правителей Корё реформировали и оживили национальную систему образования, выпустив таких выдающихся ученых, как Ким Бу Сик[78]. В 1101 году в Кукджагаме было создано типографское бюро Сёчокпо[76]. В начале XII века были созданы местные школы под названием хянхак[74]. Почтение Корё к учености засвидетельствовано в книге Гаоли туцзин, или Корё догьен, написанный посланником Сун, посетившим Корё в 1123 году[79][78]. Правление Мунджона, с 1046 по 1083 год, называлось «мирным царствованием» (태평성대 ;平平聖代) и считается самым процветающим и мирным периодом в истории Корё. Мунджон был высоко оценен и описан как «благожелательный» и «святой» (賢聖之君) в Корёса[80][81].

Борьба за власть

Клан Ли из Инджу (인주이씨) отдавал своих девушек в жёны правителям, начиная с Мунджона до 17-го короля Инджона. Со временем этот клан получил больше власти, чем сам правитель, что привело к государственному перевороту Ли Джагёма в 1126 году. Переворот провалился, однако сила монарха была подорвана, и в Корё началась серия конфликтов среди знати за лидерство в стране[82].

В 1135 году Мё Чхон выступил с предложением о переносе столицы в Согён (современный Пхеньян). Предложение раскололо элиту страны на два лагеря. Одна фракция, во главе с самим Мё Чхоном, выступала за перенос столицы и последующий поход против Маньчжурии. Другая, во главе с Ким Бусиком (автором «Самгук саги»), хотела сохранить статус-кво. Мё Чхону не удалось убедить Императора и он поднял восстание, которое, тем не менее, окончилось крахом[82].

Картина, на которой изображено дворянство Корё

В 1170 году группа военачальников во главе с Чон Джунбу (정중부) и Ли Ыйбаном (이의방) подняла восстание и одержала в нём верх[83]. Ыйджон был отправлен на ссылку, а императором стал Мёнджон (명종). В истории Корё начался период военного управления. В 1177 году к власти пришёл молодой военачальник Кён Тхэсун. Он попытался возвратить монарху полную власть, однако в 1184 году он умер и его преемником стал сын простолюдина Ли Ыймин[84][85]. Его правление было жестоким[85], что привело к восстанию другого генерала Чхве Чхунхона[86], который убил Ли Ыймина и захватил власть в 1197 году [83]. В течение следующего 61 года клан Чхой правил страной, установив военную диктатуру[87]. Пост императора был сделан, по сути, чисто декоративным. Преемниками Чхве Чхунхона стал его сын, Чхве У, внук Чхве Хан[88] и правнук Чхве Ый[89]. После прихода к власти Чхве Чхунхон сместил Мёнджона с трона, заменив его на Синджона[90], а после его смерти, сместив ещё двух императоров, остановил свой выбор на Коджоне[90].

Монгольские вторжения

В 1231 году началось нашествие на Корё монголов под предводительством Угэдэя. Это нашествие было частью большой кампании по захвату Китая. Императорский двор бежал в Канхвадо на берегу залива Кёнги в 1232 году. Военный правитель того времени Чхве У настоял на сопротивлении. Несколько десятилетий Корё отчаянно сопротивлялось, однако наконец в 1259 году было вынуждено подписать мирный договор. Несколько военачальников, отказавшихся сдаться, возглавили Восстание Самбёльчхо и обосновались на островах возле южного побережья Корейского полуострова, включая Чиндо. Династия Корё была данником монгольской династии Юань до тех пор, пока Конмин-ван не воспользовался восстанием Чжу Юаньчжана в Китае и не начал освобождение от монгольского ига.

Падение

В 1388 году У-ван планировал кампанию по завоеванию китайского Ляонина. Он послал в поход армию генерала Ли Сонге (позднее Тхэджо), однако, дойдя до границы, тот остановился и возглавил восстание. Через 4 года, в 1392 году Корё пало, а генерал Ли стал основателем новой династии Чосон.

Политическая структура

До 1259 года титулом правителя был 天王 Танō, что равнозначно Императору. С 1260 по 1368 王 Ван. С 1368 天王, но читалось уже как И-ван (на монгольский манер), что тоже равнозначно Император.

В официальных документах Корё именовало себя империей. Столица Кэсон называлась «столицей империи (кор. 天都)», дворец — «императорским дворцом (кор. 天城)». Другие термины, такие как Ваше Величество (кор. 陛下), Великий Наследник, аналогичное Цесаревич или Принц (кор. 太子), Великая Мать аналогично Императрица (кор. 太后) - также предполагают императорский статус государства. После монгольского нашествия термин «империя» к Корё больше не применялся ввиду оккупации страны монголами.

В целях усиления власти центрального правительства четвёртый король Кванджон выпустил несколько постановлений, включая указ об освобождении рабов 958 года и указ об обязательном экзамене для государственных служащих. Кванджон также объявил себя императором, независимым от каких-либо других стран.

Пятый король Кёнджон (кор. 경종, 景宗) провёл земельную реформу под названием Чонсигва (кор. 전시과, 田柴科), а шестой Император, Сонджон (кор. 성종, 成宗) назначил новых наместников каждого уезда.

К началу правления 11 Императора династии, Мунджона (кор. 문종, 文宗) центральная власть серьёзно укрепилась, отобрав практически весь суверенитет у уездных наместников. Мунджон и правители после него делали акцент на невоенное, гражданское управление страной.

Список правителей Корё

Двадцать три первых правителя в списке (до Вонджона) имели храмовые имена, оканчивающиеся на джон. Начиная с Чхуннёль-вана (25-го правителя), все последующие правители Корё носили титул «ван».

  1. Тхэджо (918—943);
  2. Хеджон (944—945);
  3. Чонджон (945—949);
  4. Кванджон (950—975);
  5. Кёнджон (975—981);
  6. Сонджон (981—997);
  7. Мокчон (997—1009);
  8. Хёнджон (1009—1031);
  9. Токчон (1031—1034);
  10. Чонджон (1034—1046);
  11. Мунджон (1046—1083);
  12. Сунджон (1083);
  13. Сонджон (1083—1094);
  14. Хонджон (1094—1095);
  15. Сукчон (1095—1105);
  16. Йеджон (1105—1122);
  17. Инджон (1122—1146);
  18. Ыйджон (1146—1170);
  19. Мёнджон (1170—1197);
  20. Синджон (1197—1204);
  21. Хиджон (1204—1212);
  22. Канджон (1212—1213);
  23. Коджон (1213—1259);
  24. Вонджон (1260—1274);
  25. Чхуннёль-ван (1274—1308), стал первым в Корё правителем, носящим титул вана;
  26. Чхунсон-ван (1298, 1308—1313);
  27. Чхунсук-ван (1313—1330 и 1332—1339);
  28. Чхунхе-ван (1330—1332 и 1339—1344);
  29. Чхунмок-ван (1344—1348);
  30. Чхунджон-ван (1349—1351);
  31. Конмин-ван (1352—1374);
  32. У-ван (1374—1388);
  33. Чхан-ван (1388—1389);
  34. Конъян-ван (1388—1392).

Искусство

Амитабха и восемь великих Бодхисаттв, XIV век, Корё
Кадило из селадона.
Заварочный чайник, первая половина XII века. Селадон керамика династии Корё (918—1392). Их светящийся зелёный цвет является результатом железа как в глине, так и в глазури, окисляющейся в восстановительной печи. Бруклин Музей
Кангнидо.[91]
Чикчи, Избранные учения буддийских мудрецов и мастеров Сеона, 1377. Парижский национальный музей

Общепризнано, что первый в мире металлический подвижный тип был изобретен в Корё в XIII веке Чё Юн-Уем[92][93][94][95][96]. Однако, по мнению китайского ученого Пана Цзисина, примитивная форма металлического подвижного шрифта существовала в Китае ещё в XI веке: это была металлическая пластина для печати денег и официальных документов, но она была недостаточно развита, чтобы печатать более двух встроенных символов одновременно[97][98]. Первой металлической книгой подвижного типа была книга Санчжон Когём Емун, которая была напечатана в 1234 году. Технология в Корее сделала большой шаг вперед в Корё, и тесные связи с Сун способствовали этому. В эпоху династии начали изготавливать корейскую керамику и бумагу, дошедшие до наших дней.

См. также

Примечания

  1. 서긍(徐兢). 고려도경 (高麗圖經) (неопр.). — 1123.
  2. Johnston, William M. Encyclopedia of Monasticism (англ.). — Routledge, 2013. — P. 275. — ISBN 9781136787157.
  3. Kim, 2012, p. 148.
  4. Till, Geoffrey; Bratton, Patrick. Sea Power and the Asia-Pacific: The Triumph of Neptune? (англ.). — Routledge, 2012. — P. 145. — ISBN 9781136627248.
  5. Lee, Kang Hahn. Koryŏ's Trade with the Outer World (англ.) // Korean Studies : journal. — 2017. — 31 July (vol. 41). — P. 52—74. — ISSN 1529-1529. — doi:10.1353/ks.2017.0018.
  6. Ronald, Ma. Financial Reporting In The Pacific Asia Region (англ.). — World Scientific, 1997. — P. 239. — ISBN 9789814497626.
  7. 7,0 7,1 Korea, 1000–1400 A.D.. Heilbrunn Timeline of Art History. The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 8 февраля 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  8. Chung, 1998, p. 234.
  9. Inscription: Haeinsa Temple Changgyong P'ango, the Depositories for the Koreana Woodblocks (Republic of Korea) (англ.). UNESCO World Heritage Centre. United Nations. Дата обращения: 8 февраля 2019. Архивировано 9 февраля 2019 года.
  10. Korean Classics. Asian Collections: An Illustrated Guide. Library of Congress. Дата обращения: 8 февраля 2019. Архивировано 18 ноября 2019 года.
  11. Gutenberg Bible. Timelines: Sources from History. British Library. Дата обращения: 8 февраля 2019. Архивировано 25 октября 2016 года.
  12. Kim, 2012, p. 118.
  13. 13,0 13,1 Lee, 1984, p. 103.
  14. Ro, 2009, pp. 72–83.
  15. 15,0 15,1 Rossabi, 1983, p. 323.
  16. Grayson, 2013, p. 79.
  17. 북진 정책과 영토 확장 (кор.). 우리역사넷. National Institute of Korean History. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 29 марта 2019 года.
  18. 이병도 훈요십조(訓要十條) (кор.). Encyclopedia of Korean Culture. Academy of Korean Studies. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 29 марта 2019 года.
  19. Kim, 2012, pp. 116–117.
  20. 20,0 20,1 Kim, 2012, p. 119.
  21. 고운기 견훤 (кор.). 네이버 지식백과. Naver. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 2 января 2018 года.
  22. 견훤[甄萱:李萱] (кор.). 한국사 연대기. National Institute of Korean History. Дата обращения: 22 апреля 2019. Архивировано 1 августа 2020 года.
  23. 문수진; 김선주 일리천전투(一利川戰鬪) (кор.). Encyclopedia of Korean Culture. Academy of Korean Studies. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 1 августа 2020 года.
  24. Kim, 2012, p. 120.
  25. 발해 유민 포섭 (кор.). 우리역사넷. National Institute of Korean History. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  26. 노태돈 정안국(定安國) (кор.). Encyclopedia of Korean Culture. Academy of Korean Studies. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  27. Breuker, 2003, p. 82.
  28. 28,0 28,1 박종기. 신화와 전설에 담긴 고려 왕실의 역사 // 고려사의 재발견: 한반도 역사상 가장 개방적이고 역동적인 500년 고려 역사를 만나다 (кор.). — 휴머니스트, 2015. — ISBN 9788958629023.
  29. 29,0 29,1 이기환 [여적태조 왕건이 낙타를 굶겨죽인 까닭] (кор.). 경향신문. The Kyunghyang Shinmun (22 июня 2015). Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 3 апреля 2022 года.
  30. 30,00 30,01 30,02 30,03 30,04 30,05 30,06 30,07 30,08 30,09 30,10 30,11 30,12 30,13 30,14 거란의 고려침입 (кор.). 한국사 연대기. National Institute of Korean History. Дата обращения: 22 апреля 2019. Архивировано 1 августа 2020 года.
  31. Lee, 2010, p. 264.
  32. 팔만대장경 (кор.). 한국사 연대기. National Institute of Korean History. Дата обращения: 22 апреля 2019. Архивировано 1 августа 2020 года.
  33. Kim, 2012, pp. 141–142.
  34. 34,0 34,1 Lee, 1984, p. 125.
  35. 35,0 35,1 Twitchett, Fairbank & Franke, 1994, p. 103.
  36. 김남규 안융진(安戎鎭) (кор.). Encyclopedia of Korean Culture. Academy of Korean Studies. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 11 июля 2018 года.
  37. Kim, 2012, p. 142.
  38. 이용범 강동육주(江東六州) (кор.). Encyclopedia of Korean Culture. Academy of Korean Studies. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  39. Bielenstein, 2005, p. 182.
  40. Bielenstein, 2005, p. 683.
  41. Kim, 2012, pp. 142–143.
  42. Bowman, 2000, p. 203.
  43. 43,0 43,1 43,2 43,3 43,4 Kim, 2012, p. 143.
  44. 44,0 44,1 Rogers, 1961, p. 418.
  45. 45,0 45,1 45,2 Twitchett, Fairbank & Franke, 1994, p. 111.
  46. 하현강 하공진(河拱振) - 한국민족문화대백과사전 (кор.). Encyclopedia of Korean Culture. Academy of Korean Studies. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  47. Yuk, 2011, p. 35.
  48. 나각순 양규(楊規) (кор.). Encyclopedia of Korean Culture. Academy of Korean Studies. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 1 августа 2020 года.
  49. 49,0 49,1 49,2 이윤섭. 거란군의 퇴각과 고려군의 반격 // 한나절에 읽는 고려-거란 전쟁사 (кор.). — ebookspub(이북스펍), 2013. — ISBN 9791155190128.
  50. 제2차 침입 (кор.). 우리역사넷. National Institute of Korean History. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  51. Yuk, 2011, pp. 38–39.
  52. 귀주대첩(龜州大捷) (кор.). 문화콘텐츠닷컴. Korea Creative Content Agency. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  53. 53,0 53,1 53,2 Twitchett, Fairbank & Franke, 1994, p. 112.
  54. 54,0 54,1 Bielenstein, 2005, pp. 182–183.
  55. Breuker, 2010, p. 157.
  56. Kim, 2012, p. 145.
  57. Yuk, 2011, p. 14.
  58. Kim, 2012, pp. 143–144.
  59. Rossabi, 1983, p. 158.
  60. 60,0 60,1 Breuker, 2010, p. 245.
  61. Rogers, 1959, pp. 20–21.
  62. 62,0 62,1 Breuker, 2010, p. 247.
  63. Rogers, 1959, p. 19.
  64. 64,0 64,1 64,2 Kim, 2012, p. 144.
  65. Breuker, 2003, p. 78.
  66. Breuker, 2003, p. 60.
  67. Breuker, 2003, p. 79.
  68. 68,0 68,1 외국과의 무역 활동 (кор.). 우리역사넷. National Institute of Korean History. Дата обращения: 29 марта 2019. Архивировано 29 марта 2019 года.
  69. 강호선 연등회와 팔관회 (кор.). 우리역사넷. National Institute of Korean History. Дата обращения: 29 марта 2019. Архивировано 29 марта 2019 года.
  70. Jung, 2015, p. 192.
  71. Lee, Miller, Park, Yi, 2014, p. 79.
  72. 정수일. 이슬람 문명 (кор.). — 창비, 2002. — С. 335. — ISBN 9788936470777.
  73. Lee, Kenneth B.; Yi, Kong-bok. Korea and East Asia: The Story of a Phoenix (англ.). — Greenwood Publishing Group, 1997. — P. 61. — ISBN 9780275958237.
  74. 74,0 74,1 Kim, 2012, p. 133.
  75. Park, 2014, p. 21.
  76. 76,0 76,1 Lee, Miller, Park, Yi, 2014, p. 78.
  77. Kim, 2012, p. 147.
  78. 78,0 78,1 Kim, 2012, pp. 147–148.
  79. 고려도경 (кор.). 한국사 연대기. National Institute of Korean History. Дата обращения: 22 апреля 2019. Архивировано 1 августа 2020 года.
  80. 1) 문치주의 정치 이념; 고려 왕조 전성기의 길을 열다 (кор.). 우리역사넷. National Institute of Korean History. Дата обращения: 29 марта 2019. Архивировано 29 марта 2019 года.
  81. 문종[文宗] (кор.). 한국사 연대기. National Institute of Korean History. Дата обращения: 22 апреля 2019. Архивировано 4 ноября 2019 года.
  82. 82,0 82,1 Song-nae Pak, 《Science and Technology in Korean History:Excursions, Innovations, and Issues》, Jain Publishing Company, 2005. ISBN 0895818388 pp.69-70
  83. 83,0 83,1 S. Wise Bauer, 《The History of the Renaissance World:From the Rediscovery of Aristotle to the Conquest of Constantinople》, W.W Norton&Company, 2013. ISBN 0393059766 pp.71-74
  84. Hyonhui Yi, Songsu Pak, Naehyon Yun, 《New History of Korea》, Jimoondang, 2005. ISBN 8988095855 p.336
  85. 85,0 85,1 http://enc.daum.net/dic100/contents.do?query1=b18a0209a |Daum Encyclopædia Britannica
  86. Edward, 2000, p. 1.
  87. Djun Kil Kim, 《The History of Korea: 2nd edition》, ABC-CLIO, 2014. ISBN 1610695828, p.76
  88. Kyong-suk Kang, 《Korean Ceramics》, Korea Foundation, 2008. ISBN 8986090309 p.97
  89. Joseph P. Linskey, 《Korean Studies series》, Chimundang, 2003. ISBN 8988095499, p.43
  90. 90,0 90,1 Edward, 2000, p. 2.
  91. (Miya 2006; Miya 2007)
  92. Korean Classics : Asian Collections: An Illustrated Guide (Library of Congress - Asian Division). Library of Congress. United States Congress. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 26 октября 2016 года.
  93. Gutenberg Bible. British Library. The British Library Board. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 25 октября 2016 года.
  94. Korea, 1000–1400 A.D. | Chronology | Heilbrunn Timeline of Art History | The Metropolitan Museum of Art. The Met’s Heilbrunn Timeline of Art History. The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано 18 августа 2016 года.
  95. [Oxford Reference Movable type - Oxford Reference] (неопр.). — Oxford University Press.
  96. Ebrey, Patricia Buckley; Walthall, Anne. East Asia: A Cultural, Social, and Political History (англ.). — Cengage Learning  (англ.), 2013. — ISBN 978-1285528670.
  97. 韩国剽窃活字印刷发明权只是第一步. news.ifeng.com. Дата обращения: 11 января 2020. Архивировано 5 февраля 2020 года.
  98. Pan Jixing, A history of movable metal type printing technique in China 2001, pp. 41-54

Литература