Коррер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Коррер
Здание Новых прокураций, где размещается Музей КоррерЗдание Новых прокураций, где размещается Музей Коррер

Городской музей Коррер (итал. Museo Civico Correr) — музей истории и культуры Венеции, главным образом последнего периода существования Венецианской республики. Расположенный в центре города, в районе Сан-Марко, музей занимает наполеоновское крыло Прокураций на площади Сан-Марко, напротив собора св. Марка. Музей входит в состав «Фонда гражданских музеев Венеции» (Fondazione Musei Civici di Venezia)[1].

История

Б. Кастелли. Портрет Т. Коррера. Ок. 1800 г. Музей Коррер

Музей возник в 1830 году благодаря наследству знатного венецианского дворянина Теодоро Франческо Мария Гаспаро Коррера (Teodoro Francesco Maria Gasparo Correr, 1750—1830), который завещал городу свою коллекцию живописи, документов, старинных предметов декоративно-прикладного искусства и уникальную библиотеку.

Теодоро Коррер был наследником древнего венецианского патрицианского рода, аббатом и коллекционером произведений искусства и всего, что связано с историей города. Он покупал и обменивал картины, монеты, предметы старины, изделия из бронзы, книги, рукописи, документы, пользуясь продажами внутри страны и за рубежом старинных коллекций и библиотек престижных семей республиканского патрициата. Венецианская республика потеряла независимость в 1797 году, и в течение десятилетий после этого город находился под иностранными правителями, отчего многие венецианские семьи стремились продать свои ценные вещи. Теодоро Коррер проявил в этой ситуации упорство, патриотизм, хороший вкус и знание исторического материала.

Коллекция размещалась в комнатах его семейного палаццо, расположенного в районе Сан-Джованни-Деколлато (San Giovanni Decollato) в квартале (сестиере) Санта-Кроче (Santa Croce). В своём завещании в 1830 году Теодоро Коррер выразил желание сделать на основе коллекции общедоступный музей под названием «Collezione Correr» (что и было сделано в 1836 году) и оставил для его содержания значительные средства.

Со временем коллекции увеличивались за счёт новых поступлений и частных пожертвований, и в 1887 году их пришлось перенести из Палаццо Коррер в Фондако-деи-Турки (здание Турецкого подворья) на Гранд-канале. В 1922 году коллекция Коррер была перенесена в Королевский дворец (здание «Новых прокураций») на площади Сан-Марко, а затем на нынешнее место в Наполеоновское крыло (Fabbrica Nuova).

В 1990-х годах система гражданских музеев Венеции была перестроена под единую муниципальную администрацию. В 1996 году, благодаря соглашению с Министерством культуры Италии, был создан единый вход и билет в музеи площади Сан-Марко: во Дворец Дожей, Национальный археологический музей, «Монументальные комнаты» Библиотеки Сан-Марко и Музей Коррер. В марте 2008 года «Museo Correr» стал частью системы «Fondazione Musei Civici di Venezia».

Структура музея

В настоящее время собрание музея состоит из трёх разных коллекций. Первая включает произведения живописи: исторические виды Венеции в жанре ведуты, выполненные художниками школы Каналетто, представленные в экспозиции «Фонда Теодоро Коррер». Они повествуют о различных этапах истории города. В эту коллекцию также входят библиотека из бывшего монастыря театинцев, парадная одежда, монеты и печати, коллекция исторического оружия.

Вторая часть музейных фондов представляет собой картинную галерею. В неё входит ряд произведений художников венецианской школы живописи, как, например, сцены венецианского маскарада работы Пьетро Лонги и картина Витторе Карпаччо «Две венецианки», которую в XIX веке ошибочно принимали за изображение двух куртизанок.

Третьей коллекцией Музея Коррер является входящий в её состав «Музей Рисорджименто и венецианского XVIII века» (итал. Museo del Risorgimento e dell'Ottocento Veneziano), где вниманию посетителей представлены свидетельства истории Венеции в период от падения республики до объединения Италии в XIX веке. В экспозиции — картины и гравюры на исторические сюжеты, костюмы, документы.

Шедевры собрания

Пять комнат первого этажа музея посвящены творчеству знаменитого венецианца, скульптора Антонио Кановы: мраморные рельефы его работы и модель Памятника Тициану (1794), реализованного в качестве надгробного монумента самому Канове в венецианской церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Статуи работы Кановы экспонируются в «Бальном зале». Следующие комнаты посвящены истории Венеции. Затем посетитель попадает в Библиотеку. Залы 15—18 отведены под коллекцию оружия (Correr Armouri), географических карт и гравюр, посвящённых славным сражениям венецианской армии и флота.

На втором этаже здания размещена картинная галерея с произведениями живописцев «венето-византийской школы» эпохи проторенессанса, Паоло и Лоренцо Венециано и многих других. В комнатах 29—40 экспонируются картины знаменитых живописцев венецианской школы: Козимо Тура, Бартоломео Виварини, Джентиле, Джованни и Якопо Беллини, Марко Базаити, Витторе Карпаччо, Марко Марциале, Лоренцо Лотто, а также Антонелло да Мессины, Питера Брейгеля Младшего, Дирка Баутса[2].

Галерея живописи музея Коррер

Примечания

  1. Museo Correr — Venezia — Musei, su www. [coopculture.it. URL consultato il 29 luglio 2017. https://www.coopculture.it/it/poi/museo-correr/ Архивная копия от 14 сентября 2021 на Wayback Machine ]
  2. The Museo Correr in Venice. Milan: Electa, 1997. Pp. 10—57

Библиография

  • Thorsten Droste: Venedig — DuMont Kunst-Reiseführer; DuMont Buchverlag, Köln 1996, ISBN 3-7701-3582-2, S. 313.

Ссылки