Катастрофа Boeing 737 в Таманрассете

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 6289 Air Algérie
Разбившийся самолёт за 2 года и 7 месяцев до катастрофыРазбившийся самолёт за 2 года и 7 месяцев до катастрофы
Общие сведения
Дата 6 марта 2003 года
Время 15:15
Характер Крушение после взлёта
Причина Отказ двигателей, ошибки экипажа
Место Алжир около аэропорта Таманрассет, Таманрассет (Алжир)
Координаты 22°47′47″ с. ш. 5°26′38″ в. д.HGЯO
Погибшие 102
Раненые 1
Воздушное судно
Модель Boeing 737-2T4
Имя самолёта Monts du Daia
Авиакомпания Алжир Air Algérie
Пункт вылета Алжир Таманрассет
Остановки в пути Алжир Гардая
Пункт назначения Алжир Алжир
Рейс AH6289
Бортовой номер 7T-VEZ
Дата выпуска 9 июня 1982 года (первый полёт)
Пассажиры 97
Экипаж 6
Выживших 1

Катастрофа Boeing 737 в Таманрассете — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в четверг 6 марта 2003 года. При вылете из аэропорта Таманрассета разбился авиалайнер Boeing 737-2T4 авиакомпании Air Algérie[1]. Из находившихся на его борту 103 человек (97 пассажиров и 6 членов экипажа) выжил 1.

Самолёт

Boeing 737-2T4, бортовой номер 7T-VEZ. Выпущен в 1982 году, на момент катастрофы возраст самолёта составлял чуть менее 21 года. Двигатели Pratt & Whitney JT8D-17A (HK3/NOR). За время эксплуатации совершил 27 184 цикла «взлёт-посадка», общий налёт составлял 41 472 часа[1].

Экипаж и пассажиры

В кабине Boeing 737-200 находились два пилота:

В салоне самолёта работали 4 стюардесс.

Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
 Алжир 78 6 84
 Канада 5 0 5
 Франция 9 0 9
 Германия 1 0 1
 Япония 1 0 1
 Нидерланды 2 0 2
 Великобритания 1 0 1
Всего 97 6 103

Хронология событий

Boeing 737-2T4 борт 7T-VEZ должен был выполнять рейс AH6289 по внутреннему маршруту: Таманрассет — Гардая — Алжир. Расстояние по прямой между начальной и конечной точками — свыше 1500 км и около 1000 км между Таманрассетом и Гардаей. На борту находились 103 человека — 6 членов экипажа и 97 пассажиров.

В 14:01:37 — экипаж запросил разрешение на запуск двигателей. В 14:08:36 — самолёту было дано разрешение выехать на взлётно-посадочную полосу, достигнуть её начала, развернуться и приготовиться к старту. В 14:12:30 — второй пилот сообщил диспетчеру о готовности. В 14:12:31 — разрешён взлёт. В 14:13:36 — рейс 6289 сообщил о начале взлёта[3].

Непосредственное пилотирование во время взлёта осуществляла второй пилот. Набрав на взлётно-посадочной полосе необходимую скорость и поднявшись на высоту 23 метра (78 футов) второй пилот приказала убрать шасси. В этот момент Boeing развил скорость в 300 км/ч (158 узлов). Однако эта команда не была исполнена. Раздался хлопок, поступил сигнал об отказе левого двигателя и самолёт совершил резкий поворот влево. Двигатель загорелся. Управление лайнером взял на себя командир воздушного судна (КВС). Второй пилот повторно предложила убрать шасси, но КВС не ответил. Самолёт продолжил подниматься, но одновременно теряя скорость. В итоге на высоте в 121 метр (398 футов) скорость Boeing составляла уже 248 км/ч (134 узла) и продолжала снижаться.

Неубранные шасси способствовали более быстрой потере скорости. В результате, скорость самолёта упала ниже критической отметки и Boeing в перешёл в сваливание. Произошёл срыв потока с крыла, самолёт стал быстро терять высоту набирая вертикальную скорость, и в итоге ударился о землю в 14:15, то есть спустя около двух минут после взлёта. При ударе о землю скорость самолёта составляла около 200 км/ч[3] (что существенно ниже скорости, необходимой для обеспечения полёта и набора высоты). Сообщение о проблемах на борту было передано одним из пилотов за несколько секунд до удара: «У нас небольшая проблема».

Из-за каменистой поверхности фюзеляж сильно разрушился, кроме того, из-за полных баков произошёл взрыв и начался пожар.

В огне и от травм при падении погибли все 6 членов экипажа и 96 пассажиров. Выжить удалось только 1 пассажиру — 28-летнему солдату алжирской армии Юсефу Джиллали (англ. Youcef Djillali). Он получил различные травмы и находился в состоянии комы, однако уже на следующий день после катастрофы пришёл в сознание. По словам врачей, его жизнь была вне угрозы[4].

Расследование

Для расследования причин катастрофы была образована специальная комиссия при Министерстве транспорта Республики Алжир.

Окончательный отчёт о причинах катастрофы был опубликован в сентябре 2004 года (спустя 1,5 года после происшествия). В качестве причин, послуживших причиной падения самолёта, были названы следующие[3]:

  1. Внутреннее разрушение левого двигателя с выходом его из строя.
  2. Ошибки экипажа (в первую очередь — КВС) при пилотировании в условиях аварийной ситуации, недостаточная координация между членами экипажа, нарушение предписаний по действию в имевшихся обстоятельствах (в частности, непринятие решения об уборке шасси).

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Accident description Boeing 737-200 7T-VEZ (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 23 февраля 2014. Архивировано 19 марта 2011 года.
  2. Admiral Cloudberg. Crisis of Confidence: The crash of Air Algérie flight 6289 (англ.). Medium (31 июля 2022). Дата обращения: 28 сентября 2022.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Официальный отчёт об авиакатастрофе Boeing 737-200 (фр.). Дата обращения: 23 февраля 2014. Архивировано 15 июня 2012 года.
  4. 'Technical fault' caused Algeria crash (англ.), BBC News (7 March 2003). Архивировано 2 марта 2014 года. Дата обращения 23 февраля 2014.

Ссылки