Катастрофа Як-40 под Ванаварой

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Катастрофа под Ванаварой
Последствия катастрофыПоследствия катастрофы
Общие сведения
Дата 26 сентября 1994 года
Время 17:37
Характер Врезался в деревья при вынужденной посадке
Причина FUEL (истощение авиатоплива), ошибки экипажа
Место Россия река Чамба, в 39 км СЗ Ванавары (Эвенкийский АО, Красноярский край, Россия)
Координаты 60°41′34″ с. ш. 102°04′56″ в. д.HGЯO
Погибшие 28 (все)
Воздушное судно
Як-40, схожий с разбившимся, в аэропорту ЧеремшанкаЯк-40, схожий с разбившимся, в аэропорту Черемшанка
Модель Як-40
Авиакомпания Россия Черемшанка
Пункт вылета Россия Черемшанка, Красноярск
Пункт назначения Россия Горный, Тура
Бортовой номер RA-87468
Дата выпуска 11 ноября 1974 года
Пассажиры 24
Экипаж 4

Катастрофа Як-40 под Ванаварой — авиационная катастрофа авиалайнера Як-40 российской авиакомпании Черемшанка, произошедшая в понедельник 26 сентября 1994 года в районе Ванавары (Эвенкийский АО), в которой погибли 28 человек.

Самолёт

Як-40 с заводским номером 9441337 и серийным 37-13 был выпущен 11 ноября 1974 года на Саратовском авиационном заводе. Авиалайнеру присвоили бортовой номер CCCP-87468 и передали Министерству гражданской авиации СССР, которое к 16 ноября направило его в Казахское управление гражданской авиации. Через 14 лет, с 16 ноября 1988 года, борт 87468 уже эксплуатировался в Красноярском управлении гражданской авиации (вероятно, во 2-м Красноярском объединённом авиаотряде). В 1993 году лайнер RA-87468 (был перерегистрирован) начал эксплуатироваться в авиакомпании «Черемшанка» (базировалась в одноимённом аэропорту) Красноярского регионального управления воздушного транспорта. Общая наработка авиалайнера на день катастрофы составляла17 220 циклов (полётов) и 22 203 лётных часа[1].

Экипаж

Катастрофа

Самолёт выполнял пассажирский рейс из Красноярска в Туру, а всего на его борту находились 4 члена экипажа и 24 пассажира (21 взрослый и 3 ребёнка). Однако пока проходил полёт, погодные условия в Туринском аэропорту Горный стали гораздо хуже, но экипаж не был своевременно предупреждён об этом. Борт 87468 трижды пытался совершить посадку в Туре и все три раза был вынужден прерывать заход. Тогда экипаж принял решение лететь на запасной аэродром Ванавара, расстояние до которого составляло 453 километра. Но в 41 километре от Ванавары, когда Як-40 следовал на эшелоне 3000 метров, авиатопливо закончилось, в результате чего в двигателях произошёл срыв пламени и они остановились. Экипажи находящихся рядом двух вертолётов и самолёта Ан-24 попытались помочь, подсказывая экипажу Як-40 направление на болота, на которых можно было бы совершить вынужденную посадку. Однако борт 87468 уже пролетел данные болота, поэтому для вынужденной посадки была выбрана другая площадка — берег реки Чамба шириной около 20 метров. КВС велел второму пилоту и бортмеханику уйти в салон, и затем передал на землю последнее сообщение: Ищите нас на речке. С убранными шасси авиалайнер начал заходить на посадку, когда на скорости 235 км/ч начал врезаться в верхушки деревьев, при этом отделилась правая плоскость крыла. Входя в быстро увеличивающийся правый крен, Як-40 врезался в землю у реки и полностью разрушился. Перевёрнутый фюзеляж остановился частично в воде и частично на берегу. Все 28 человек на борту самолёта погибли[2][3].

Расследование

Расследование осложнялось тем, что в аэропорту Туры не было записей переговоров экипажа с диспетчером, так как А. М. Чернов, который был директором Туринского авиапредприятия, ещё до прибытия комиссии дал указание изъять и прослушать эти записи. Когда же плёнка была передана комиссии, то записей на ней не оказалось. В ходе проверки были вскрыты серьёзные недостатки в организации лётной работы в авиакомпании «Черемшанка», а также в состоянии обеспечения безопасности полётов при управлении воздушным движением в Туринском аэропорту. При этом стоит отметить, что эти недостатки обнаруживались и в ходе предыдущих проверок. Сотрудники УВД аэропорта Тура даже писали письма и на профсоюзных собраниях поднимали вопрос о том, что организация их работы и состояние обеспечения безопасности полётов при УВД находятся на опасно низком уровне. Однако во всех этих случаях руководство Туринского авиапредприятия не устраняло эти недостатки, а Красноярское региональное управление воздушного транспорта не проконтролировало как следует его работу[2].

Причины

По заключению комиссии, расследующей происшествие, катастрофа произошла из-за целого ряда факторов[2]:

  • экипаж неправильно рассчитал запас топлива, необходимый для полёта до Туры, при том, что запасным аэродромом была выбрана Ванавара;
  • дежурный штурман аэропорта Черемшанка В. А. Цуриков не выполнял контроль за подготовкой экипажа к полету;
  • диспетчер не проинформировал своевременно экипаж о резком ухудшении погоды на аэродроме Тура;
  • диспетчер СДП аэропорта Тура (Горный) С. П. Румянцев не потребовал от техника-наблюдателя, чтобы тот провёл внеочередное наблюдение за погодой, когда та ухудшилась. Руководитель полётов С. Н. Самородов в свою очередь не проконтролировал как следует работу подчиненных;
  • техник-наблюдатель аэропорта Тура (Горный) А. И. Кузнецова не вела контроля за изменениями погодных условий при заходах на посадку самолета Як-40;
  • при первом заходе на посадку с прямой экипаж допустил отклонение. Есть вероятность, что это произошло из-за кратковременного обесточивания ДПРМ и неправильного определения экипажем удаления до ВПП в этих условиях;
  • при втором и третьем заходах, которые выполнялись в погодных условиях ниже установленного метеорологического минимума, экипаж не выдерживал параметры схемы захода на посадку в аэропорту Тура;
  • при дефиците топлива на борту, экипаж выбрал запасной аэродром Ванавара, до которого было четыре с половиной сотни километров, хотя в сотне километров ближе (354 километра) находился аэродром Байкит.
  • при следовании в Ванавару экипаж неверно выбрал эшелон полёта, а также точку начала снижения.

Есть вероятность, что вместо Байкита командир Данилов выбрал Ванавару, так как существовала практика, когда при посадке в некоторых аэропортах Красноярского управления воздушного транспорта, в том числе и в Байките, аэродромные сборы за обслуживание самолёта брались наличными деньгами. Так как обсуждение вопросов о таких платежах могло занять значительное время, что приводило к задержкам вылета, экипажи предпочитали таким аэропортам другие, включая и Ванавару[3].

Примечания

  1. Яковлев Як-40 RA-87468 а/к КрасЭйр (AirUnion) - карточка борта. russianplanes.net. Дата обращения: 28 августа 2014. Архивировано 4 сентября 2014 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Приказ ДВТ от 24.03.95 г. № ДВ-26
  3. 3,0 3,1 Ершов В. В. Лётные дневники. Часть 7. — 2010.

Ссылки