Карелия (подводная лодка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
К-18 «Карелия»
К-18 «Карелия», 28 апреля 2015 годаК-18 «Карелия», 28 апреля 2015 года
История корабля
Государство флага  СССР
 Россия
Порт приписки Гаджиево
Спуск на воду 2 февраля 1989 года
Современный статус в составе 31-й ДиПЛ СФ, в строю
Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 667БДРМ «Дельфин»
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 320 … 400 м
Предельная глубина погружения 550 … 650 м
Автономность плавания 80 … 90 суток
Экипаж 135 … 140 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 11 740 т
Водоизмещение подводное 18 200 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
167,4 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
8,8 м
Вооружение
Минно-торпедное
вооружение
4 носовых ТА калибра 533
Боекомплект: 12 торпед,
до 24 мин вместо части торпед.
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева»
ПВО ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»

К-18 «Каре́лия» — атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV в терминологии НАТО).

История

Строительство

Подводный крейсер К-18 был заложен на Севмаше в феврале[1][2] 1987 года как «заказ 384»[3]. 10 марта того же года зачислен в списки ВМФ СССР. В апреле 1987 года в учебный центр эстонского города Палдиски был направлен офицерский состав будущей подводной лодки.[3] В конце декабря в учебный центр прибыли мичманы и моряки срочной службы, к 1 января 1988 года экипаж был сформирован, его командиром назначен капитан 1-го ранга Виталий Пархоменко.[3]

2 февраля 1989 года спущен на воду.[2] 8 июня корабль впервые вышел в море на заводские ходовые испытания.[3] 24 августа выполнен успешно первый запуск ракеты.[3] 10 октября государственная комиссия приняла АПЛ в состав ВМФ.[3] 11 октября 1989 года передан в состав ВМФ и на корабле поднят военно-морской флаг.[1][2] К-18 стал шестым кораблём в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год.

Служба

Местом постоянного базирования К-18 была определена бухта Оленья Губа.[3] 4 сентября 1990 года, после завершения подготовки экипажа и корабля, К-18 впервые вышел на боевое патрулирование, которое продолжалось 72 дня.[3]

Во время третьего арктического группового похода совершённом в июле-августе 1994 года,[3] экипаж «Карелии» первым водрузил на Северном полюсе Андреевский и Российский флаги.[4] Поход выполнялся вместе с АПЛ «Даниил Московский».[3] За успешное выполнение задачи 60 подводников получили государственные награды, командиру К-18 Юрию Юрченко было присвоено звание Героя России.[3]

31 мая 1996 года К-18 посетили представители правительства Республики Карелия, через неделю в Петрозаводске был подписан договор об установлении шефских связей.[3] 18 сентября решением Главкома ВМФ крейсеру присвоено почётное наименование «Карелия».[3]

22 ноября 1996 года на борту «Карелии» побывал премьер-министр Виктор Черномырдин в сопровождении министра обороны Игоря Родионова и главнокомандующего ВМФ адмирала Феликса Громова.[3] 6 июня 1998 года крейсер посетила делегация военных США во главе с командующим Ю. Хебиджером.[3] В феврале 1999 года — мэр Москвы Юрий Лужков.[3]

27 марта 2000 года «Карелия» выполнила две стрельбы, старшим на борту был командующий СФ адмирал Вячеслав Попов.[3]

И. о. президента РФ Владимир Путин на борту «Карелии», 6 апреля 2000 года

В апреле 2000 года на борту «Карелии» в подводники был посвящён и. о. президента РФ Владимир Путин.[4] В память о пребывании на корабле в вахтенном журнале Владимир Путин оставил запись.[3]

10 сентября 2000 года успешно выполнены ракетные стрельбы на приз Главнокомандующего ВМФ.[3]

18 февраля 2004 года в рамках командно-штабных учений «Безопасность-2004» проведён неудачный запуск ракеты «Синева».[3] С 98-й секунды ракета стала отклоняться от заданной траектории, после чего произошла её самоликвидация.[3]

До швартовки в августе 2004 года[2] у причала судоремонтного завода «Звёздочка» подводная лодка выполнила 12 боевых служб[4], 26 боевых дежурств[4], провела 14 ракетных стрельб[1], прошла более 140 тысяч миль[1].

28 апреля 2015 года атомная подводная лодка «Карелия» вернулась из дальнего похода[5].

По результатам боевой подготовки атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения признан лучшим на Северном флоте по итогам 2019 года[6]

Ремонт

В начале 2002 года проведён поддерживающий ремонт.[3]

Работы по среднему ремонту и модернизации начались в октябре 2004 года.[2] Из-за недостаточного финансирования ремонт затянулся, основные усилия были сосредоточены на сдаточных заказах.[3] На время ремонта ракетоносец был передан 400-му ремонтному экипажу, под руководством капитана 1-го ранга Ивана Шиндяпина.[7]

В ноябре 2006 года выполнена постановка в эллинг цеха № 15, после чего начались основные работы по ремонту.[3]

В октябре 2008 года были завершены работы на гребном валу в десятом отсеке.[8] 22 ноября 2008 года на ФГУП «Машиностроительное предприятие „Звездочка“» состоялся торжественный вывод из эллинга и спуск на воду.[1][9] К этому времени готовность оценивалась в 71 %.[1] В начале декабря в ходе прямого эфира северодвинцы задавали вопросы Владимиру Путину на фоне корпуса АПЛ «Карелия».[3] 13 декабря «Карелия» была выведена из док-камеры и началась подготовка к операции номер один.[3] В марте 2009 года завершена двухмесячная процедура замены топлива в реакторах[10][11], после которой на «Карелию» было загружено 22 тонны турбинного масла и начались работы по отладке и отмывке масляных систем паротурбинной установки.[12] 13 июля по временному трубопроводу на системы корабля был успешно подан пар от внешнего источника, что позволило приступить к комплексным швартовым испытаниям.[13]

В ходе модернизации на подводную лодку был установлен новый торпедно-ракетный комплекс ТВР-671РТМ.[9] Сообщалось о монтаже комплекса связи «Молния ЛМ-1» и акустического «Шлюз».[14] После модернизации основного ракетного комплекса основным вооружением стали ракеты Р-29РМУ2 «Синева».[1], снизилась шумность «Карелии», повысились возможности обнаружения подводных лодок противника[15].

10 ноября[16] 2009 года крейсер вышел на заводские ходовые испытания.[2][17][18] Для капитана второго ранга Алексея Сысуева этот выход стал первым в командирской должности.[16] Во время испытаний на борту присутствовал командующий Беломорской ВМБ контр-адмирал Андрей Рябухин.[16] В декабре подводная лодка вернулась к причалу «Звездочки», успешно выполнив программу второго этапа ходовых испытаний.[19] 4 декабря на КДП-7, где ошвартована подводная лодка, состоялось вручение премий от генерального директора корабелам, отличившимся при ремонте.[20] Всего программа заводских испытаний предусматривала три выхода в море. В середине декабре программа испытаний была завершена.[15]

13 января 2010 года крейсер отправился к месту постоянной дислокации.[21] Торжественная церемония подписания акта о передаче флоту стратегического ракетоносца состоялась 22 января 2010 года, после прибытия к месту приписки.[21][22] Предполагается, что срок службы после модернизации составит 10 лет[1].

«Карелия» стала пятым стратегическим ракетоносцем, отремонтированным на предприятии «Звездочка».[23]

Командиры

Первый экипаж
  • капитан 1 ранга Виталий Пархоменко — с 1987 по 1991,
  • капитан 1 ранга Андрей Безкоровайный — с 1991 по 10 октября 1998[3],
  • капитан 1 ранга Михаил Банных — с 10 октября 1998[3] по 2000,
  • А. М. Кораблев — с 2000 по 2006,
  • капитан 1 ранга Анатолий Коваленко — с 2006[3] по 2009,
  • капитан 2 ранга Алексей Сысуев — с 2009[16] по 2013,
  • капитан 1 ранга Антон Глодев — c 2013 по н. в.
Второй экипаж
  • капитан 1 ранга Юрий Александрович Бакалдин — с 1988 по 1993,
  • капитан 1 ранга Николай Михайлович Максимов — 1993 г.,
  • капитан 1 ранга Виктор Танков — с 1994 по 1997,
  • В. А. Петров — с 2017 по 2019 (с перерывами),
  • капитан 1 ранга Игорь Степаненко[24] — с 2010 по ~2017,
  • капитан 1 ранга Антон Масленников — с 2018 по н. в.
Другие экипажи
  • капитан 1 ранга Юрий Юрченко — командир 2-го экипажа К-117, поход к полюсу в июле-сентябре 1994 года.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Подлодка «Карелия» выведена из эллинга северодвинской «Звездочки», rian.ru, 22 ноября 2008. Дата обращения: 23 ноября 2008. Архивировано 6 февраля 2009 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Подводный крейсер «Карелия» вышел на заводские ходовые испытания (Архангельская область) Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine, regnum.ru, 11.11.2009
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 3,27 3,28 Людмила Шурындина. Долго будет «Карелия» сниться. — «Трудовая Вахта». — Вып. №23—24, 19 ноября 2009 г. — С. 4,5 (разворот).
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Обновленный «дельфин» ушел в море Архивная копия от 13 марта 2016 на Wayback Machine, pravdasevera.ru, 14/11/2009
  5. Стратегическая атомная подводная лодка «Карелия» вернулась из дальнего похода. Дата обращения: 28 апреля 2015. Архивировано 1 мая 2015 года.
  6. Фрегат «Адмирал Горшков» признан лучшим кораблём Северного флота по итогам 2019 года / [[mil.ru]], 22 ноября 2019. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 23 ноября 2019 года.
  7. Людмила Шурындина. Жизнь по уставу. Звёздочка (19 марта 2009). Дата обращения: 21 февраля 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  8. Людмила Шурындина. На «Карелии» напряжённая пора (недоступная ссылка — история ). Трудовая вахта (№20 (9620), 23 октября 2008). Дата обращения: 23 февраля 2010.
  9. 9,0 9,1 В Северодвинске заканчивают ремонт АПЛ «Карелия», 17.11.2008. Дата обращения: 17 ноября 2008. Архивировано 20 августа 2014 года.
  10. Людмила Шурындина. «Карелия» с новым топливом. Звёздочка (19 марта 2009). Дата обращения: 21 февраля 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  11. Под контролем. Звёздочка (29 января 2009). Дата обращения: 22 февраля 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  12. Людмила Шурындина. «Карелия» приняла масло. Звёздочка (2 апреля 2009). Дата обращения: 20 февраля 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  13. Людмила Шурындина. На сдаточных заказах. Звёздочка (16 июля 2009). Дата обращения: 20 февраля 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  14. Людмила Шурындина. На «Карелии» штатный экипаж. Звёздочка (3 сентября 2009). Дата обращения: 20 февраля 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  15. 15,0 15,1 Подлодка К-18 "Карелия" завершила ходовые испытания. Lenta.ru (18 декабря 2009). Дата обращения: 28 декабря 2009. Архивировано 27 декабря 2009 года.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 Людмила Шурындина. Пошла наша красавица. — «Трудовая Вахта». — Вып. №23—24, 19 ноября 2009 г. — С. 3.
  17. 11 НОЯБРЯ 2009 ГОДА РПКСН К-18 («КАРЕЛИЯ») ПРОЕКТА 667БДРМ (ШИФР - «ДЕЛЬФИН»), ПО КЛАССИФИКАЦИИ НАТО – «ДЕЛЬТА-4» ВЫШЕЛ НА ЗАВОДСКИЕ ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ. Пресс-служба ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (12 ноября 2009). Дата обращения: 15 декабря 2009. Архивировано 27 августа 2011 года.
  18. Подлодка К-18 вышла на заводские ходовые испытания Архивная копия от 16 ноября 2009 на Wayback Machine, rian.ru, 11/11/2009
  19. ВЕСТНИКОВ, Александр «Карелия» вернулась. Корабельная сторона. Северная неделя (10 декабря 2009). Дата обращения: 15 декабря 2009. Архивировано 21 августа 2014 года.
  20. Никита Ярошенко. На ключевом этапе. — «Трудовая Вахта». — Вып. №25 (9649), 10 декабря 2009 г. — С. 1.
  21. 21,0 21,1 Людмила Шурындина. Принимай, флот, «Карелию»!. — Трудовая Вахта. — Вып. №1 (9650), 21 января 2010г. — С. 1.
  22. Подводный ракетоносец «Карелия» вернулся в состав ВМФ России Архивная копия от 27 января 2010 на Wayback Machine, fontanka.ru, 22.01.2010
  23. Людмила Шурындина. «Карелия» снова в строю!. — Звездочка. — Вып. 14 января 2010. — С. 1.
  24. Александр Худилайнен встретился с командиром атомного подводного крейсера «Карелия» Игорем Степаненко (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 декабря 2013. Архивировано 10 декабря 2013 года.

Литература

  • «Карелия». Ракетный подводный крейсер стратегического назначения. История. Факты. Люди/ Сост. А. Кораблёв, Ю. Шлейкин. — Петрозаводск: «ПетроПресс», 2003. — 96 с.: илл. ISBN 5-8430-0079-6

Ссылки

Видео