История Google

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Компания Google официально была создана в 1998 году.

1996—2001

Создание поиска

Компания Google появилась как развитие научного проекта Ларри Пейджа и Сергея Брина. В 1996 году студенты Стэнфорда работали над Стэнфордским Проектом цифровой библиотеки (SDLP). SDLP был целью «Разработки перспективных технологий для единой, интегрированной и универсальной цифровой библиотеки» и финансировались за счёт Национального научного фонда в числе других федеральных агентств. В поисках темы для диссертации Пейдж рассматривал среди прочего изучение математических свойств Всемирной сети, представляя структуру ссылок в виде огромного графа. Его научный руководитель, Терри Виноград, рекомендовал ему выбрать эту идею (которую Пейдж позже вспоминал как «лучший совет, который я когда-либо получал»), и Пейдж сосредоточился на проблеме выяснения, какие веб-страницы ссылаются на данную страницу, рассматривая число и характер таких обратных ссылок с точки зрения ценности информации на странице (по аналогии с ролью цитат в научных публикациях). В этом научном проекте, названном «BackRub», к нему скоро присоединился Сергей Брин, аспирант Ph.D. Стэнфорда, при поддержке Товарищества Выпускников Национального научного фонда. Брин уже был близким другом Пейджа — в первый раз они встретились летом 1995, Пейдж оказался в группе первокурсников, которым Брин добровольно предложил показать университетский городок. Страницы интернета поисковый робот начал индексировать в марте 1996 года, настроенный из домашней страницы Пейджа в Стэнфорде. Для преобразования собранных данных в уровень важности данной веб-страницы Брин и Пейдж разработали алгоритм PageRank. После анализа результатов BackRub, которые состояли из списка URL, ранжированного по числу обратных ссылок на данный URL, они поняли, что поисковая система, основанная на PageRank, приведёт к лучшим результатам, чем существующие алгоритмы поиска (существующие поисковые системы в это время оценивали страницы по количеству раз, которое искомое слово встречалось на странице).

Подобную стратегию ранжирования страницы и её рейтинга уже исследовал Робин Ли, разработавший к 1996 маленькую поисковую систему «RankDex» от IDD Information Services (филиал Доу Джонса). Технология RankDex была запатентована и использовалась позже, когда Ли основал Baidu в Китае.

Ларри Пейдж в Европарламенте (2009)

Пейдж и Брин были убеждены, что страницы с наибольшим количеством ссылок на них из других страниц с высоким рейтингом должны быть наиболее релевантными при поиске, и это положение стало основой их поисковой системы в рамках диссертации. К началу 1997 года страница описания Backrub была изложена в такой редакции:

Некоторая грубая статистика (с 29 августа 1996 года)
Всего проиндексировано страниц: 75,2306 миллионов
Всего скачано содержания: 207.022 гигабайт
BackRub написан на Java и Python и запущен на серверах Sun Ultra и Intel Pentium, работающих на Linux. Основная база данных хранится на Sun Ultra II с диском 28GB. Скотт Хассан и Алан Стеремберг оказали огромную помощь. Сергей Брин также принимал активное участие и заслуживает большую благодарность.
-Ларри Пейдж page@cs.stanford.edu

Изначально поисковая система находилась на сайте Стэнфорда google.stanford.edu. Домен google.com был зарегистрирован 15 сентября 1997 года.

Брин и Пейдж были против использования всплывающих рекламных сообщений в результатах поиска, или модели финансируемых результатов поиска, и они написали исследовательскую работу в 1998 году на эту тему, будучи ещё студентами. Однако вскоре они изменили своё мнение и на раннем этапе начали включать простые текстовые рекламные объявления, которые в данный момент являются основным источником дохода Google.

Создание компании

Первое финансирование Google получил в августе 1998 года в размере 100 тыс. долларов США от Энди Бехтольштейма, одного из основателей ныне упразднённой Sun Microsystems. Официально компания Google была зарегистрирована 4 сентября 1998 в гараже друга в Менло-Парк, штат Калифорния.

Имя «Google» произошло от слова «гугол», означающего цифру 1 со ста нолями (хотя Энид Блайтон использовала фразу «Google Bun» в The Magic Faraway Tree (опубликован 1943)). Всё чаще употребляемый в повседневном языке глагол «to google» (ru: «гуглить») был в 2006 году добавлен в Оксфордский английский Словарь как обозначающий «использование Google для поиска в интернете».

К концу 1998 года Google проиндексировал около 60 миллионов страниц. На главной странице по-прежнему была метка «BETA», но поисковик уже начал получать положительные отзывы: в статье на Salon.com утверждали, что результаты поиска Google были лучше, чем у других поисковиков (Hotbot, Excite.com), и хвалили Google за бóльшие технологические инновации, чем у перегруженных сайтов-порталов (например Yahoo!, Excite.com, Lycos, Netscap’s Netcenter, AOL.com, Go.com и MSN.com), которых отмечали во время растущего пузыря доткома как «будущее сети», особенно инвесторы фондового рынка.

В марте 1999 года компания переехала в отделение на 165 Университетский Авеню в город Пало-Альто, где располагались другие технологические стартапы Кремниевой долины. После быстрого карьерного роста компания арендовала комплекс зданий в Маунтин-Вью в 1600 Amphitheatre Parkway от Silicon Graphics (SGI) в 1999 году, где и остаётся сегодня; комплекс с тех пор стал известен как Googleplex (игра слов Googleplex — искажённое название числа googolplex, равного 1 с гуголом нулей). В 2006 году Google купила имущество от SGI за 319 млн долл. США.

Поиск Google привлекает растущее число Интернет-пользователей своим простым интерфейсом. В 2000 году Google начала продажу рекламы, связанную с ключевыми словами поиска. Реклама была текстовой, не загромождая дизайн страницы и не уменьшая скорость её загрузки. Ключевые слова продавались на основе сочетания цены предложения и количества кликов, цены начинались от 0,05 $ за клик. Эта модель продажи рекламы по ключевым словам была впервые предложена Goto.com (позднее переименован в Overture Services, а затем приобретён Yahoo! и после ребрендинга стал Yahoo! Search Marketing). В отличие от многих конкурентов, Google удалось постепенно выйти в новый рынок Интернета.

2002—2015

10 декабря 2012 Google, также как Facebook и шесть других компаний, высказалась против IT-патентов, в которых описываются «абстрактные идеи»[1].

В ноябре 2014 года Google имела более 70 офисов, расположенных более чем в 41 государстве[2].

В 2015 году была проведена реорганизация компании: Google Inc. стала дочерней компанией холдинга Alphabet Inc. и выделила некоторые не относящиеся к Интернету торговые марки в независимые филиалы.

2015—2019

23 октября 2019 года компания Google официально заявила, что она достигла квантового превосходства на квантовом компьютере Sycamore[3].

См. также

Примечания

  1. Google и Facebook выступили против патентования абстракций, lenta.ru (10 декабря 2012). Архивировано 13 декабря 2012 года. Дата обращения 10 декабря 2012.
  2. Google locations (англ.). Google Company. Google, Inc (ноябрь 2014). Дата обращения: 16 октября 2016. Архивировано 12 октября 2016 года.
  3. Frank Arute, Kunal Arya, Ryan Babbush, Dave Bacon, Joseph C. Bardin. Quantum supremacy using a programmable superconducting processor (англ.) // Nature. — 2019. — October (iss. 7779, no. 574). — P. 505–510. — ISSN 1476-4687. — doi:10.1038/s41586-019-1666-5. Архивировано 23 октября 2019 года.

Ссылки