Исламский социализм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Исла́мский социали́зм — термин, введенный различными мусульманскими исследователями и политиками. Социалисты-мусульмане полагают, что учение Корана и пророка Мухаммеда совместимо с принципами социальной справедливости, свободы и социального равенства.

История

Многие полагают, что основателем исламского социализма можно назвать Абу Зарра аль-Гифари, сподвижника Пророка Мухаммада[1][2][3][4][5]. Он выступал против накопления богатства правящим классом во времена халифата. Усман ибн Аффан пытался убедить его в необходимости равноправного перераспределения богатства. Некоторые исследователи исламской идеологии и хозяйства полагают, что существуют много параллелей между исламской экономикой и коммунизмом, включая такие исламские идеи, как, например, закят или джизья[6][7].

Исламское государство всеобщего благоденствия

Такие институты как социальная помощь бедным и пенсия были введены в раннем законе Шариата в форме «закята», как один из Пяти столпов ислама, в Арабском халифате в VII веке. Это практика продолжалась вплоть до Аббасидского халифата. Налоги (в частности закят или джизья) собирались казначейством исламского правительства и использовались, чтобы обеспечить помощь нуждающимся, включая бедняков, стариков, сирот, вдов и инвалидов. Согласно исламскому юристу и философу Аль-Газали (1058—1111), правительство также делало запасы продовольствия в каждой области страны на случай, если произойдет стихийное бедствие или голод. Халифат может таким образом считаться первым в мире государством всеобщего благоденствия или социальным государством.[8][9] Также сегодня термин «Исламский социализм» часто сочетается с более широким движением, охватившим после второй мировой войны мусульманский мир, – исламским национализмом, представлявшим собой идеологию и практику национально-освободительного движения.

Современный исламский социализм

Первая экспериментальная исламская коммуна была образована в Казани в 1917 году как часть ваисовского движения, продвигавшего советские идеи среди мусульман России. Вскоре в Казани Вахитовым и другими татарскими революционерами с этой же целью был образован Мусульманский социалистический комитет.

Муаммар Каддафи, после того, как захватил власть в Ливии в 1969 году, объявил своей идеологией исламский социализм.

Также в список известных социалистов-мусульман входят:

  • Джамал-ад-Дин Афгани — один из основателей Исламского модернизма и панисламизма
  • Умар Саид Чокроаминото — основоположник индонезийской школы исламского социализма, один из лидеров национально-освободительного движения
  • Тан Малака — один из лидеров коммунистического и национально-освободительного движения в Индонезии
  • Рафи Ахмед Кидвай — индийский политический деятель и член кабинета министров в 1947-1954
  • Халид Мухаммад Халид — египетский политический и социальный реформатор
  • Джалал аль-э-Ахмад — иранский социальный и политический критик
  • Мохамед Сиад Барре — сомалийский военный и политический деятель, президент Сомали в 1969-91 годах.
  • Маслах Мохаммед Сиад — сомалийский военный и политический деятель, лидер Сомалийской демократической партии.

Исламский марксизм

Исламский марксизм — термин, который был использован в книге Ассефа Баяда «Шариати и Маркс: Критика исламской критики марксизма», чтобы описать идеи иранского революционера Али Шариати. Термин также иногда используется в отношении такой группы, как Организация моджахедов иранского народа[10].

См. также

Ссылки

  1. Oxford Encyclopedia of the Modern Islamic World (англ.). — New York: Oxford University Press, 1995. — P. 19. — ISBN 0195066138.
  2. Abu Dharr al-Ghifari. Oxford Islamic Studies Online. Дата обращения: 23 января 2010. Архивировано 11 июля 2012 года.
  3. And Once Again Abu Dharr (неопр.).
  4. Hanna, Sami A.; George H. Gardner. Arab Socialism: A Documentary Survey (неопр.). — Leiden: E.J. Brill, 1969. — С. 273.
  5. Hanna, Sami A. al-Takaful al-Ijtimai and Islamic Socialism (неопр.) // Muslim world. — 1969. — Т. 59, № 3—4. — С. 275—286. Архивировано 13 сентября 2010 года. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2011. Архивировано 13 сентября 2010 года.
  6. Jomo summarizing 'Islamic economic alternatives' Архивная копия от 14 мая 2014 на Wayback Machine, in Religion in modern times: an interpretive anthology, Linda Woodhead,Paul Heelas
  7. Islamic Economic Fundaments- (Interest — Free) Архивная копия от 14 февраля 2011 на Wayback Machine. Misconceptions about IF, «Islamic Finance is essentially communist in nature»
  8. Crone, Patricia (2005), Medieval Islamic Political Thought, Edinburgh University Press, с. 308-9, ISBN 0748621946 
  9. Shadi Hamid (August 2003), An Islamic Alternative? Equality, Redistributive Justice, and the Welfare State in the Caliphate of Umar, Renaissance: Monthly Islamic Journal Т. 13 (8)  (see online Архивировано 1 сентября 2003 года.)
  10. About So-Called Islamic Marxism. Дата обращения: 16 января 2011. Архивировано 8 июня 2017 года.
  • John Esposito, ed. (1995), Socialism and Islam, Oxford Encyclopedia of the Modern Islamic World, vol. vol. 4, Oxford University Press, pp. 81-86, ISBN 0195066138, OCLC 94030758. 
  • Maxime Rodinson, Marxism and the Muslim world, Zed Press, 1979, 229 pages, ISBN 978-0-905762-21-0 (transl. from the French reference book Maxime Rodinson, Marxisme et monde musulman, Paris, Éditions du Seuil, 1972, 698 pages