Иман

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ислам
Ar Liwa hariadhi islamic flag.svg
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал     Категория     Викисловарь     Викицитатник     Викитека     Викиновости     Викисклад

Има́н (араб. إيمان‎ [Ӣма̄н] — букв. «вера») — вера в истинность ислама; вера в Аллаха, ангелов, Священные Писания, пророков, Судный день, в воздаяние за добро и зло.

Понятие

О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Пос­лан­нику, и Писание, которое Он ни­с­послал прежде. А кто не уве­ро­вал в Аллаха, Его ангелов, Его Пи­са­ния, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение.

Понятие имана является одним из ключевых и спорных в исламе. Термин иман в значении веры употребляется в Коране более сорока раз. Из-за неопределенности Корана в этом вопросе, начиная с VIII в. понятие «вера» стало предметом дискуссий и расхождений между различными богословскими и религиозно-правовыми школами (мазхабами). Основные споры шли вокруг сущности «веры» и её составных элементов.

Исламские богословы выделяли три основных элемента имана:

  • словесное признание (кауль) истинности Аллаха, его священных Писаний и посланников (расуль);
  • внутреннее согласие, осознание сердцем истинности Всевышнего Аллаха;
  • добрые дела, исполнение предписаний ислама и религиозных обязанностей[1].

Так, мурджииты сводили веру к словесному признанию, отодвигая на второй план действия человека. В противоположность им, хариджиты рассматривали веру как исполнение всех религиозных обязанностей. Мутазилиты (Абдул-Джаббар) ставили знак равенства между верой (иман) и религией (дин). Они выдвигали на первый план послушание (таат) религиозному закону и рассматривали действия человека как доказательства веры[1].

Ханбалиты (Ахмад ибн Ханбал) толковали веру как словесное признание истинности Аллаха, добрые дела, следование сунне пророка Мухаммада, и добродетельные намерения (ният). Большинство традиционалистов (асхаб аль-хадис) признавали все три элемента веры. Имам Абуль-Хасан аль-Ашари также признавал три элемента, однако он рассматривал осознание сердцем истинности Аллаха как «корень» (асль) веры, а словесное исповедание и действия в соответствии с сунной — как её «ветви» (фуру). Традиционалисты включали в число «ветвей» все акты повиновения (джами ат-таат), обязательные и добровольные, избежание грехов, причинения страданий и т. д.[1]

Признание сердцем истинности Аллаха толковалось традиционалистами как вера в Писания Аллаха, его ангелов и посланников, в предопределение и божественные атрибуты, в Судный день и лицезрение Аллаха[1].

Современные суннитские и близкие к ним имамитские богословы подразделяют веру на три вида:

  • вера на основе традиции;
  • вера на основе знания;
  • вера как внутренняя убежденность[1].

Исмаилиты делят веру на «внешнюю» (захир) — словесное признание и «внутреннюю» (батин) — убежденность в сердце[1].

Уменьшение и увеличение веры

В зависимости от понимания сущности веры мусульманские богословы и правоведы (факихи) по-разному решали вопрос о степени веры и возможности её увеличения[2] или уменьшения. Так, например, мутазилиты признавали все виды повиновения частью веры или самой верой и в соответствии с этим допускали её увеличение или уменьшение. Мурджииты и каррамиты, сводя веру только к словесному признанию, отстаивали неизменность веры и равенство всех в вере[1].

Столпы имана

Согласно хадису Джибриля, иман состоит из шести столпов:

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Ислам: ЭС, 1991, с. 100.
  2. Об увеличении веры неоднократно говорится в Коране (74:31; 48:4; 3:173 и т. д.).
  3. У. Читтик, С. Мурата. Хадис о Джабраиле // Мировоззрение ислама. — М. : Ладомир, 2014. — С. 52—57. — 640 с.

Литература