Идол

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

И́дол (др.-рус. идолъ, греч. εἴδωλον) — кумир, фантом, предмет поклонения[1].

В переносном смысле слово идол употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придаётся абсолютное значение. С этим связан тот условный смысл, в котором термин идол употребляется Ф. Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию (лат. idola tribus, idola specus, idola fori, idola theatri)[2].

В [Древнерусское государство|Древней Руси]] — болван (истукан)[3].

Этимология

Слово заимствовано из старославянского языка, в который, в свою очередь, попало из греческого языка. Древнегреческое eidōlon (греч. εἴδωλον) первоначально означало «изображение», затем — «такое изображение, которому поклоняются»[4]. В частности, «идол» (церк.-слав. iдѡлы) упоминается в Библии (Быт. 31:34)

Слово идол также имеет этимологические связи со словом eidos (эйдос, идея).

Идол как религиозное изображение

Обычно «идолами» называются истуканы, изображающие различных божеств в политеистических религиях, однако целью и смыслом создания языческих и других истуканов была визуализация божества.

Идолопоклонство

Идолопоклонство — поклонение идолам как религиозный культ. В некоторых монотеистических религиях рассматривается как «подмена поклонению истинному Богу». Традиционно считается, что поклонение идолам характерно для многобожия. В то же время, по мнению исторических церквей (древневосточные церкви, православие[5], католицизм, лютеранство, англиканство), идолопоклонство может быть и в христианстве.

По мнению некоторых протестантских христианских церквей, свидетелей Иеговы, христадельфиан, а также иудеев, мусульман[6] и некоторых атеистов[7], а также в раннем советском религиоведении[8] — идолопоклонство в христианстве присутствует в его традиционных, исторических направлениях (древневосточные церкви, православие, католицизм) в форме иконопочитания, то есть по причине поклонения религиозным изображениям (статуям, иконам и крестам) во время богослужений в храмах и других местах и формах поклонения Богу.

Иконоборчество

В VIII — начале IX века в Византии действовало религиозно-политическое движение, направленное против поклонения «иконам»[9]. Иконоборцы считали «священные изображения» идолами, а традицию почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на десять ветхозаветных заповедей[10].

См. также

Примечания

  1. Идол // Философия: Энциклопедический словарь./ Под редакцией А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004
  2. Соловьёв В. С. Идол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. [1] Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine // Хуцишвили С. Д. Славянские межъязыковые омонимы.
  4. Шанский, 1971, с. 168.
  5. Глава 5. Византия Архивная копия от 10 апреля 2010 на Wayback Machine // Прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия.
  6. Почему мусульмане не используют икон и свеч?. Дата обращения: 23 августа 2015. Архивировано 15 июня 2015 года.
  7. Иконы — деревянные идолы. Дата обращения: 23 августа 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  8. Идол // Ива — Италики. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 10).
  9. Каждан А. П. Иконоборчество // Философская энциклопедия. В 5-х т / Под ред. Ф. В. Константинова. — Советская энциклопедия, 1960—1970.
  10. Иконоборчество // Ива — Италики. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 10).

Литература