Зороастризм в Азербайджане

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Символ зороастризма

Зороастризм — религия, некогда распространённая в ряде стран Ближнего Востока и Закавказья, в том числе и на территории современной Азербайджанской Республики. Восходит к первому тысячелетию до нашей эры, и по меньшей мере тысячу лет оставался доминирующей религией.[1][неавторитетный источник?][2][неавторитетный источник?]

Зороастризм является одной из старейших в мире из ныне существующих религий.

История

Большинство населения территории нынешнего Азербайджана почитала огонь, поклоняясь ему.[3][неавторитетный источник?][4][неавторитетный источник?] Зороастризм и ведёт свое начало от огнепоклонства.

На территории Кавказской Албании зороастризм стал распространяться (вплоть до Дербента) в связи с военно-политическими успехами Сасанидов. С целью пропаганды новой религии на эти земли переселялись иранцы-зороастрийцы.

Зороастризм также приобрёл в Албании местные особенности. Имеются сведения о том, что кавказские албанцы хоронили вместе с умершими предметы украшения, посуду. В те времена среди албанских племен существовал обычай погребения костей умерших в крупных кувшинах-могилах. Существовали также традиции захоронения покойников в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особых могилах.

По одной из версии название название «Азербайджан» (область на юге реки Аракс и Кура, главным образом на территории Ирана) на среднеперсидском языке означает «Земля вечного огня». В начале средних веков зороастризм уже полностью утратил свое значение. Зороастризм оставил глубокий след в истории Азербайджана, отголосок которого до сих пор можно наблюдать в Атешгяхе.


Следы зороастризма

Одним из основных национальных праздников в Азербайджане считается Новруз, имеющий непосредственную связь с зороастрийской традицией гаханбаров[источник не указан 1556 дней].

У зороастрийцев были приняты обряды жертвоприношения животных, но обязательно с молитвой мага в день Мехреган. Позже зороастрийцы стали в жертву приносить старых животных или относить на храмы огнепоклонников деньги. Исламский праздник «Курбан байрамы также связан с этим обрядом и отмечается в Азербайджане.[5][нет в источнике]

Зороастрийцами почиталось солнце - величайшее из всех огней, которому посвящена в «Авесте» – одна из «хуршед», которую читали три раза в день на восходе, в полдень и на закате солнца. А также была пятикратная молитва: утренняя – хавани и полуденная молитва называется – Ратиатва. Перед началом молитвы проводили обряд омовения лица, рук, ног, а затем если это вечерняя молитва смотрели на огонь, а если утренняя - на восходящее солнце, поклонялись и молились.[6][7]

Атешгях

«Атешгях»

«Атешгях» в Сураханах

Иранские зороастрийцы в Атешгяхе во главе с мобедом Курошем Никнамом

В переводе с персидского «Атешгях» означает "дом огня". Этот храм на Абшеронском полуострове построили в XVII веке индийские паломники. Но еще со времён до нашей эры, на этом месте было зороастрийское святилище. Огонь в храме горел до VIII века, после прихода арабов святилище пришло в упадок. «Атешгях» возродился лишь, с приходом огнепоклонников по Великому Шелковому Пути в Азербайджан из Индии, где продолжал сохраняться культ огня. Зажиточные индийские купцы на месте зороастрийского святилища возвели ритуальные постройки.[8]

В 1858 году храм огнепоклонников посетил Александр Дюма-отец. Свои впечатления писатель оставил в книге "Путешествие по Кавказу", опубликованной в Париже в 1859 году.[9]

«Атешгях» действовал до 1880 года, затем был заброшен: жрец, который следил за храмом, подумал, что Небо отвернулось от людей, закрыл храм и уехал. В 1975 году после реставрационных работ храм был открыт для посещения.

В нынешнем Азербайджане «Атешгях» признан национальным и культурным достоянием. [10][11][12]

«Атешгях» в Хыналыге

Восстановленный атешгях у с. Хыналыг, Азербайджан

Примерно в 5 км к западу от села, на высоте ~3000 м над уровнем моря, на отроге горы Шахдаг, у подножия скалы Гызыл-гая расположен атешгях – зороастрийский храм огня с естественным пламенем. Храм был восстановлен на месте прежних руин усилиями World Zoroastrian Organisation и Министерства культуры и туризма Азербайджана в 2016 г. [13]. Памятник внесён в реестр исторических и культурных памятников Азербайджана под номером 4647.[14]

О существовании в высокогорьях этой части Кавказа культовых сооружений, в основе которых присутствует зороастризм, неоднократно упоминают различные авторы.

Так, путешественник XVII века Адам Олеарий пишет:

«...Эльбурс есть часть Кавказских гор, в области Табесеран, граничащей с Грузией, и высоты его очень хорошо видны с описанных сейчас гор. На этом Эльбурсе персы некогда держали свой неугасаемый огонь и поклонялись там ему; но теперь этого огня и его поклонников нет…, они удалились оттуда в Индию...» [15]

Как следует из описания и карты, которую прилагает Олеарий, Эльбурсом он называл гору Шахдаг, и соответственно, речь идёт о естественных огнях, расположенных на её отрогах.

Армянский священнослужитель Макар Бархударянц в 1893 г. приводит сведения о храмах огня, в числе которых упоминается и хыналыгский:

«…багин (храм) был построен в Кубинском уезде близ села Хыналык у вулкана под названием Атешгях, где на древних остатках пришельцами из Индии были сооружены разные постройки».[16]

См. также 

Внешние ссылки

  1. Сейран Велиев - Зороастризм и средневековой Баку
  2. Религиозные течения и конфессии в Азербайджане
  3. Зороастризм в Азербайджане. Материалы Президентской библиотеки Управления делами президента Азербайджанской Республики

Примечания

  1. ЗОРОАСТРИЗМ: ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ | Зороастрийская община Санкт-Петербурга. www.zoroastrian.ru. Дата обращения: 5 октября 2017. Архивировано 6 октября 2017 года.
  2. Новости мира религий. Общество и религия. СМИ и литература о вере и конфессиях. (недоступная ссылка). www.religio.ru. Дата обращения: 5 октября 2017. Архивировано 30 апреля 2018 года.
  3. R. J. Smith, R. G. Bryant. Metal substitutions incarbonic anhydrase: a halide ion probe study // Biochemical and Biophysical Research Communications. — 1975-10-27. — Т. 66, вып. 4. — С. 1281—1286. — ISSN 0006-291X. Архивировано 11 мая 2020 года.
  4. U. N. Wiesmann, S. DiDonato, N. N. Herschkowitz. Effect of chloroquine on cultured fibroblasts: release of lysosomal hydrolases and inhibition of their uptake // Biochemical and Biophysical Research Communications. — 1975-10-27. — Т. 66, вып. 4. — С. 1338—1343. — ISSN 1090-2104. Архивировано 26 февраля 2022 года.
  5. electricpulp.com. SACRIFICE i. IN ZOROASTRIANISM – Encyclopaedia Iranica (англ.). www.iranicaonline.org. Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 10 октября 2017 года.
  6. Главные молитвы (мантры) Зороастризма | Материалы. wsneo.com. Дата обращения: 5 октября 2017. Архивировано 24 октября 2017 года.
  7. Зороастризм и ислам (рус.), Полная энциклопедия (14 мая 2017). Архивировано 6 октября 2017 года. Дата обращения 5 октября 2017.
  8. K. Moroi, T. Sato. Comparison between procaine and isocarboxazid metabolism in vitro by a liver microsomal amidase-esterase // Biochemical Pharmacology. — 1975-08-15. — Т. 24, вып. 16. — С. 1517—1521. — ISSN 1873-2968. Архивировано 12 апреля 2019 года.
  9. Александр Дюма. Путешествие на Кавказ.
  10. Храм вечного огня - Атешгях в окрестностях Баку. www.advantour.com. Дата обращения: 5 октября 2017. Архивировано 15 ноября 2012 года.
  11. Атешгях. www.window2baku.com. Дата обращения: 5 октября 2017. Архивировано 18 июня 2012 года.
  12. Ed Eduljee. Zoroastrian Places of Worship. Early Chahar-Taqi Fire Temples. www.heritageinstitute.com. Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 13 июня 2013 года.
  13. Atashgah of Khinalig: the highest fire temple of the world. Hamazor Issue 1 2017 (1). World Zoroastrian Organisation. Дата обращения: 4 ноября 2019. Архивировано 6 октября 2019 года.
  14. Azərbaycan Respublikası Nazirlər Kabineti tərəfindən təsdiq edilmiş tarix və mədəniyyət abidələrinin siyahısı. Дата обращения: 4 ноября 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  15. «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1637 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, № 2. М. 1869, Книга четвёртая, гл. XX. О городе Шемахе и горах, лежащих около неё». Дата обращения: 4 ноября 2019. Архивировано 12 ноября 2020 года.
  16. [М. Бархударянц. Страна Алуанк и её соседи. Тифлис, 1893 г. (на арм. яз.)]