Завозня

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Изображение завозни из книги чертежей и рисунков, составленных П. А. Богославским к книге о купеческом судостроении в России[1]
Завозня на средней Волге

Заво́зня[2] (завозная лодка, заводня) — большая плоскодонная лодка, которая использовалась для переправы через Дон и Волгу грузов и экипажей до появления в XIX веке полноценных паромов (пароходов).

Волжская завозня имела в длину 5 сажень, в ширину — 1 сажень. По характеристике ЭСБЕ, без груза имеет осадку «1,5—4,0 четверти аршин, грузу поднимает 400 пудов, служит не более 2 лет и требует 1 рабочего».

Донская завозня колебалась в длину от 6,7 до 8 саженей, а в ширину имела 1,3 сажени. По ЭСБЕ, без груза имеет осадку «0,2—0,8 и с грузом 3,0—4,5 четверти аршин; грузу поднимает 350—1000 пудов, служит 2 года и требует 2—3 рабочих».

Во время штормов и волнений на реках завозни нередко переворачивались. Описание переправы на завозне у Симбирска в XVIII веке оставил С. Т. Аксаков в автобиографии «Детские годы Багрова-внука».

См. также

Примечания

  1. Чертежи и рисунки судов, 1859, с. 13.
  2. Завозня, заводня // Морской энциклопедический словарь / В. В. Дмитриев. — Л.: «Судостроение», 1991. — Т. 1. — С. 445. — 504 с. — ISBN 5-7355-0280-8.

Литература

  • Завозня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. — С-Пб.: Типография Морского Министерства, 1859. — 197 с.
  • Богославский П. А. Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским к книге о купеческом судостроении в России. — С-Пб.: Типография Морского Министерства, 1859. — 28 с.