Жевахов, Николай Давидович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Жевахов
Николай Жевахов
Исполняющий должность товарища обер-прокурора Святейшего синода
15 сентября 1916 — 28 февраля 1917

Рождение 24 декабря 1874 (5 января 1875)(1875-01-05)
имение Линовица, Пирятинский уезд, Полтавская губерния
Смерть 1946(1946)
Закарпатье (по данным Православной энциклопедии)

Награды Орден Святого Владимира 4-й степени

Князь Никола́й Дави́дович Жева́хов (Джавахишвили; 24 декабря 1874 [5 января 1875], имение Линовица, Пирятинский уезд, Полтавская губерния — 1946[1], Закарпатье) — российский государственный, общественный и религиозный деятель правого направления. Исправляющий должность товарища обер-прокурора Святейшего синода Николая Раева (с 15 сентября 1916 года по 28 февраля 1917 года). Брат-близнец епископа Иоасафа (Жевахова) (1874—1937).

Биография

Родился 24 декабря 1874 года (по старому стилю) в семье помещика Полтавской губернии Давида Жевахова, представителя русской ветви грузинского княжеского рода Жеваховых. Детство Николая Давидовича Жевахова прошло в родовом имении Линовица и в Киеве, где у его матери был собственный дом на Сретенской улице[2].

Среднее образование получил во 2-й Киевской гимназии и Коллегии Павла Галагана.

Ещё будучи студентом, в 1897 году, получил свою первую награду — темно-бронзовую медаль за труды по первой всеобщей переписи населения[2].

В 1898 году, окончив юридический факультет Университета святого Владимира в Киеве с дипломом второй степени, Николай Давидович поступил на государственную службу.

На государственной службе

В начале своей карьеры он занимал различные мелкие чиновничьи должности в Киевской судебной палате и в канцелярии Киевского генерал-губернатора[2].

В мае 1902 года занял хлопотную должность земского начальника в Полтавской губернии. В таком выборе службы проявилась свойственная интеллигенции того времени идеализация простого народа. Сам Жевахов так описывает свои воззрения: «медленно и постепенно, настойчиво и упорно превращался в моих глазах „народ-богоносец“ в зверскую и жестокую массу». Однако, с другой стороны, хотя «там были звери, и их было большинство; но были и такие, каких нигде не было и нигде нельзя было найти, люди недосягаемой нравственной чистоты и величия духа». В бытность земским начальником впервые попробовал себя на поприще политического публициста: в 1904 года на страницах консервативного журнала «Гражданин», издававшегося князем В. П. Мещерским, печатались его «Письма земского начальника»[2].

В конце апреля 1905 года был причислен для дальнейшей службы к Государственной канцелярии в отделение свода законов. Жил в Петербурге[2]. Дослужился до должности помощника статс-секретаря (начальника отделения) и чина статского советника.

С 1906 года занимался собиранием сведений о жизни епископа Белгородского Иоасафа (Горленко), дальним родственником которого был, и сыграл значительную роль в его прославлении в 1911 году. Итогом его исследований стали три тома «Материалов для биографии Святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского», которые были изданы в Киеве в 1907—1911 годах. Состоял товарищем председателя Братства святителя Иоасафа.

4 мая 1909 года, будучи убеждённым монархистом, он стал действительным членом Pусского Cобрания[3].

Постановлением Императорского православного палестинского общества 10 декабря 1910 года вместе с протоиереем Иоанном Восторговым был командирован в Бари (Италия) для выбора земельного участка под храм и странноприимный дом для паломников из России; выехали в Италию в январе 1911 года и исполнили поручение. 12 мая того же года стал членом открытого в тот день Барградского комитета. В мае 1913 года командирован в Бари как представитель Барградского комитета и 9 мая присутствовал при торжественной закладке храма и странноприимного дома.

6 мая 1914 году пожаловано звание камер-юнкера высочайшего двора.

В октябре 1915 года Жевахов прибыл в Ставку с чудотворной Песчанской иконой, которая, по его словам, должна была быть пронесенной по линии фронта, чтобы России была дарована победа над немцами. Таково, по утверждению Жевахова, было желание Божией Матери, явившейся в видении полковнику О.

Жевахов утверждал, что прибыл в Ставку по поручению императрицы, Шавельский остался в убеждении[4], что все это было собственной инициативой Жевахова, рассчитывавшего доложить об этом императрице и получить награду.

15 сентября 1916 году именным высочайшим указом он назначался «исправляющим должность товарища обер-прокурора Святейшего синода, с оставлением в придворном звании» камер-юнкера[5]; высочайшим повелением от 22 октября того же года ему предоставлялось содержание из казны, производившееся ранее товарищу обер-прокурора Николаю Зайончковскому[6], против которого были настроены Григорий Распутин и митрополит Петроградский Питирим (Окнов)[7].

К 6 декабря (тезоименитство императора Николая II) 1916 года награждён орденом Святого Владимира 4-й степени[8].

1 января 1917 года удостоен чина действительного статского советника и пожалован званием камергера.

26 февраля 1917 года предложил первоприсутствующему члену Синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) выпустить воззвание к населению в защиту монарха — «вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару». Воззвание предлагалось не только зачитать с церковных амвонов, но и расклеить по городу. Митрополит Владимир отказался помочь падающей монархии, невзирая на настоятельные просьбы Жевахова[9].

Деятельность в период революции и гражданской войны

С 1 по 5 марта 1917 года находился под арестом по распоряжению Временного правительства; выпущен на свободу без предъявления обвинений и уволен от должности. Вскоре покинул Петроград, проживал в Киеве, затем в имениях брата и сестры.

После захвата власти большевиками, до начала 1920 года, находился на территории, контролируемой Белыми армиями либо автономными украинскими правительствами, в частности жил в Пятигорске, вместе с бывшим петроградским митрополитом Питиримом (Окновым), имевшим репутацию «распутинца».

Кроме того, Шавельский, со ссылкой на митрополита Антония (Храповицкого), утверждал[10], что в январе 1920 года, незадолго до смерти Питирима (Окнова), с которым он в Екатеринодаре жил вместе у митрополита Антония (Храповицкого), Жевахов обокрал Питирима и бежал.

Согласно воспоминаниям самого Жевахова,[11][страница не указана 1084 дня] он 16 (29) января 1920 года на «архиерейском пароходе» «Иртыш» вместе со священноначалием РПЦ отплыл из Новороссийска через оккупированный Антантой Константинополь и Салоники[11][страница не указана 1084 дня] в Королевство сербов, хорватов и словенцев, эмигрировав из России в Югославию[11].

Деятельность в эмиграции

С 9 февраля 1919 по сентябрь 1920 жил в Сербии, стал одним из инициаторов создания и председателем русско-сербского общества, открытого 20 июля 1920 года. В речи при торжественном открытии Общества заявил: в условиях, когда иудейство и масонство ведут открытую войну на уничтожение христианства, «всякая попытка к единению славян приобретает исключительное значение». Выразил надежду, что «славянская идея объединит вокруг себя всех христиан для совместной борьбы с врагами Христа»[3].

В сентябре 1920 года начал заведовать подворьем святителя Николая в Бари. Заведование подворьем сопровождалось многочисленными конфликтами. В 1920-х Жевахов через итальянский суд добился изгнания духовенства храма. Причиной конфликтов было непризнание Жеваховым любого духовенства, подчинявшегося митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Данную церковную юрисдикцию Жевахов считал агентами мирового жидомасонства. В конце 1920-х в храме появился новый священник Сергий Ноаров, отношение Жевахова к нему было резко негативным, прежде всего из-за распределения поступающих пожертвований.

С 1926 года начался длительный судебный процесс с советским правительством и представителями Российского Палестинского общества, в которое было переименовано Императорское православное палестинское общество и требовало передачи ему здания. К 1936 году процесс был проигран, однако Жевахов сумел договориться с властями города Бари о национализации здания (в нём разместился детский дом и сиротский приют, церковь осталась действующей и православной), за что сам получил крупную сумму отступных. Так как потока русских паломников в Бари после революции не было, деятельность Жевахова в качестве заведующего подворьем по существу свелась к присвоению пожертвований на храм — жертвователи чаще всего не осознавали, что подворье и храм оказались различными хозяйствующими субъектами, и присылали пожертвования на подворье[12].

По данным историка черносотенного движения Анатолия Степанова, состоял в личной переписке с Бенито Муссолини[13]. Приветствовал приход к власти Адольфа Гитлера, а также поддерживал его антиеврейскую политику.

В прошлом я входил в состав Российского Имперского Правительства, живу в Италии уже 22 года, и, будучи глубоко восхищенным свершениями Дуче и Фашизма, которые воистину совершили революционный и созидательный переворот в национальном и мировом масштабе, я убежден, что только влияние Фашизма могло бы стать мощным подспорьем в обновлении и в устроении лучшего будущего моей великой, но многострадальной Родины. И я чувствую свой долг в том, чтобы применить мои глубокие знания России, русской эмиграции и мой долгий опыт служения Фашистскому Режиму, и отдать всего себя в духе абсолютного личного бескорыстия служению высшему делу освобождения и очищения, которое, наконец, и осуществляется в настоящей войне[14].

Как показал итальянский славист Чезаре Де Микелис[it], именно Жевахову принадлежит выпущенный в 1938 году перевод «Протоколов сионских мудрецов», изданный, вероятнее всего, другим итальянским антисемитом Лино Каппуччо (Тресковским)[15].

В 1938 году Жевахов находился в Финляндии, в Валаамском монастыре.[16][страница не указана 1084 дня] Последнее документальное известие о нём относится к 1942 году, когда он переписывался с архимандритом Варсонофием.[16][страница не указана 1084 дня]

Дата и место смерти

Дата и место его смерти были некоторое время дискуссионным вопросом. По сведениям авторов Православной энциклопедии, было установлено, что последние месяцы жизни он провёл в Закарпатье и умер там в 1946 году. Анатолий Степанов[17] указывал 1947 год смерти в Вене в лагере для перемещённых лиц; Олег Платонов указывал 1949 год.[13]

Взгляды

В своей книге «Воспоминания» подробно описал «красный террор», объясняя все происходящие в России события с антисемитских позиций.

Отвергал Декларацию митрополита Сергия 1927 года.

Одним из важных моментов его взглядов является то, что он отвергал Ветхий Завет и утверждал, что описанный в нём Бог Яхве является сатаной[18] Выступал и за «очищение Нового Завета от примесей Ветхого».

В воспоминаниях современников

В предреволюционном российском обществе имел репутацию ставленника Григория Распутина и реакционера.

Его личности уделено внимание в воспоминаниях протопресвитера Георгия Шавельского[19], который описывает князя как человека посредственных способностей и карьериста, использовавшего личные связи с Распутиным[20]. Основное столкновение между Шавельским и Жеваховым произошло в октябре 1915 года, когда последний прибыл в Ставку с чудотворной Песчанской иконой, которая, по его словам, должна была быть пронесенной по линии фронта, чтобы России была дарована победа над немцами. Таково, по утверждению Жевахова, было желание Божией Матери, явившейся в видении полковнику О., впоследствии содержавшемуся в психиатрической клинике. Шавельский оказал Жевахову самый холодный приём и постарался избавиться от него как можно скорее, икона на фронт не доставлялась и была возвращена Жевахову[21]. Хотя Жевахов утверждал, что прибыл в Ставку по поручению императрицы, Шавельский остался в убеждении[4], что все это было собственной инициативой Жевахова, рассчитывавшего доложить об этом императрице и получить награду.

Сочинения

  1. Назначение школы. СПб. 1906 (2-е издание — СПб., 1998).
  2. Святитель Иоасаф Горленко, Епископ Белгородский и Обоянский (1705—1754): Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н. Д. Жеваховым в 3 томах и 5 частях. — Киев, 1907—1911: Т.I. Ч.1: Предки Святителя Иоасафа. 1907; Т.I. Ч.2. Святитель Иоасаф и его сочинения. 1907; Т.I. Ч.3. Жизнь и деятельность Святителя Иоасафа. 1909; Т.II. Ч.1. Письменные донесения от разных мест и лиц в разные времена о чудесных исцелениях, совершаемых в Бозе почивающим Преосвященным Иоасафом Епископом Белгородским. 1908; Т.II. Ч.2. Предания о Святителе Иоасафе. 1908; Т.III. Дополнительный. 1911.
  3. Чудное действие Божия Промысла. — Киев, 1908.
  4. Николай Николаевич Неплюев: Биографический очерк. — СПб., 1909.
  5. Бари: Путевые заметки. — СПб., 1910.
  6. Строители духа жизни в области живописи и архитектуры И. Ижакевич и А. Щусев. — СПб., 1910.
  7. Речи. — М., 1910.
  8. Житие Св. Иоасафа, Чудотворца Белгородского. — СПб. 1910; 2-е изд. — Новый Сад. 1929.
  9. На родине преп. Сергия Радонежского. — М., 1912.
  10. Акты и документы Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. — Киев, 1913.
  11. Княжна Мария Михайловна Дондукова-Корсакова. — СПб., 1913.
  12. Потребные сведения усердствующим поклониться св. мощам Святителя Николая Мир-Ликийского Чудотворца. — Козельск, 1914.
  13. Пробуждение Святой Руси. — СПб., 1914.
  14. Святитель Иоасаф. — Пг., 1916.
  15. Чудеса святителя Иоасафа / Сост. кн. Н. Д. Жевахов; Изд. комис. Братства св. Иоасафа. — Петроград : Б.и., 1916. — 47 с. — (Издательская комиссия Братства святого Иоасафа. [Издания]; Кн. 2).
    • Чудеса святителя Иоасафа / Сост. Князь Николай Жевахов. — СПб. : Знамение, 1998. — 45 с. — ISBN 5-85991-015-0
  16. Жевахов Н.Д. Воспоминания / В 2-х томах. — СПб.: Родник, 1993.
  17. Еврейский вопрос. — Нью-Йорк, 1926.
  18. Памяти графа А. Череп-Спиридовича. — Нью-Йорк, 1926.
  19. Изабелл-Флоренс Хапхуд. — Нью-Йорк, 1926.
  20. Светлой памяти шталмейстера Высочайшего Двора Ф. В. Винберга. — Париж, 1928.
  21. Причины гибели России. — Новый Сад, 1929.
  22. Житие святителя Иоасафа Белгородского. — Новый Сад, 1929.
  23. Правда о Распутине. — Бари, 1930 (на итальянском языке).
  24. Беседа преп. Серафима с Мотовиловым (на итальянском языке).
  25. Раб Божий Н. Н. Иваненко. — Новый Сад, 1934.
  26. Корни русской революции. — Кишинев, 1934.
  27. Раб Божий Николай Николаевич Иваненко. — Новый Сад, 1934.
  28. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов: Краткий очерк жизни и деятельности. — Новый Сад, 1934.
  29. Сергей Александрович Нилус: Краткий очерк жизни и деятельности. — Новый Сад, 1936.
  30. Il retroscena dei «Protocolli di Sion»: La vita e le opere del loro editore, Sergio Nilus e del loro autore Ascer Chinsberg. — Roma, 1939.

Примечания

  1. по данным Православной энциклопедии
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 МЕЖДУ МИРОМ И МОНАСТЫРЕМ: жизненный путь князя Николая Жевахова
  3. 3,0 3,1 Князь Николай Давыдович Жевахов › Блог › Фонтанка.ру (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 сентября 2016. Архивировано 27 сентября 2016 года.
  4. 4,0 4,1 Цитата: «По получении телеграммы, я немедленно доложил Государю, что по повелению ее величества прибывает Икона. Мой доклад для царя оказался полной новостью, которую он принял с нескрываемым удивлением, сказав мне: „Странно! Ее Величество ни словом не предупредила меня об этом“. Это, действительно, было странным, ибо они переписывались почти ежедневно.» , Воспоминания о Г.Шавельского (на сайте militera.lib.ru), за пометкой «74» (ссылка).
  5. «Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде», 24 сентября 1916, № 39, стр. 1 (стр. 343-я годовой пагинации).
  6. «Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде», 5 ноября 1916, № 45, стр. 1 (397).
  7. «Православная энциклопедия». Т. XIX, стр. 530.
  8. «Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде», 10 декабря 1916, № 50, стр. 434.
  9. Святейший синод российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году | Синодальный период (1700 г. — ноябрь 1917 г.) | История Церкви
  10. Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. // III. На верхах. Новые назначения. Польский вопрос (см. после пометки «71», ниже в тексте).
  11. 11,0 11,1 11,2 Воспоминания Товарища Обер-Прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова, том 2. Март 1917 — январь 1920. — Новый Сад, Королевство С.Х.С.: Русская типография С. Филонова, 1928.
  12. Все сведения о подворье в Бари даны по книге: Талалай М.Г. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. — СПб.: Издат. дом Коло, 2011. — С. 141—157. — 400 с. — ISBN 978-5-901841-64-8..
  13. 13,0 13,1 Биография на сайте «Хронос».
  14. Русский фашист князь Николай Жевахов
  15. De Michelis C. Итальянский ценитель «Протоколов» Лино Каппуччо // К 65-летию С. Ю. Дудакова. История, культура, литература / Под ред. В. Московича и С. Шварцбанда. — Иерусалим: Еврейский университет, 2004. — С. 69—76.
  16. 16,0 16,1 «Святая Русь.» Энциклопедия. Москва, 2003.
  17. Степанов А. Д. «Между миром и монастырем»: Кн. Н. Д. Жевахов (1874—1947?) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов нач. XX в. / Сост. и ред.: А. Д. Степанов, А. А. Иванов. — СПб., 2006. — С. 510—531.
  18. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. — М., 1993, т. 2, С. 119.
  19. Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и Флота.
  20. Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. // III. На верхах. Новые назначения. Польский вопрос (см. перед пометкой «71» в тексте): «Из всех прав, которыми этот маленький князек желал воспользоваться для создания быстрой карьеры, несомненным, кажется, было одно: он приходился родственником по боковой линии Св. Иоасафу Белгородскому. Все прочие его права и достоинства подлежали большому сомнению: князек он был захудалый; университетский диплом не совсем гармонировал с его общим развитием; деловитостью он совсем не отличался. Внешний вид князя: несимпатичное лицо, сиплый голос, голова редькой — тоже были не в его пользу. Однако, кн. Жевахов совсем иначе мыслил о своей особе и, как мы видели, при падении Волжина метил попасть из третьестепенных чиновников канцелярии Государственного Совета в обер-прокуроры Св. Синода. А для „верности“ родственник Святителя Иоасафа завязал дружеские отношения с Распутиным и добился внимания Императрицы.»
  21. Николай Жевахов. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. // см. Глава XIII и Глава XVI

Литература

Ссылки