Итобаал I

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ефваал»)
Итобаал I
финик. Ito-ba‘al
первая половина IX века до н. э.
Предшественник Фелет
Преемник Баалезор II

Дата рождения X век до н. э.
Дата смерти IX век до н. э.
Дети сын: Баалезор II
дочь: Иезавель

Итобаал I (Этба'ал, Итто-баал, Этбаал; «близость Баала»[1] или «Баал с ним»[2]; финик. 𐤀𐤕𐤁𐤏𐤋, Ito-ba‘al или Eth-ba‘al, ивр.אֶתְבַּ֙עַל֙‏‎) — царь Тира и, возможно, Сидона в первой половине IX века до н. э., основавший новую династию.

Биография

Исторические источники

Итобаал I упоминается в цитатах из Менандра Эфесского[en][1], сохранившихся в трудах Иосифа Флавия «Против Апиона[en]»[3][4] и «Иудейские древности»[5]. В свою очередь, Менандр позаимствовал приводимые им свидетельства непосредственно из имевшихся в архивах Тира хроник[6][7][8][9]. Также о Итобаале I и его дипломатических связях с правителями Северного Израильского и Иудейского царств сообщается в Библии[2][10][11][12].

Датировка правлений властителей Тира X—IX веков до н. э. основывается на упоминании в одной из надписей о получении в 841 году до н. э. правителем Ассирии Салманасаром III дани от тирского царя Баалезора II. Для уточнения датировок используется свидетельство Иосифа Флавия о том, что между восшествием на тирский престол царя Хирама I Великого и основанием Карфагена Дидоной прошло сто пятьдесят пять лет и восемь месяцев[9][13][14][15]. На основании этих данных правление Итобаала I датируется первой половиной IX века до н. э., а в качестве более точных дат упоминаются различные периоды с 889 по 847 год до н. э. включительно[1][2][11][12][16][17][18].

Получение власти над Тиром

В исторических источниках сообщается, что царь Тира Фелет был убит верховным жрецом богини Астарты Итобаалом. Убийца сам взошёл на царский престол, правил тридцать два года и умер, прожив шестьдесят восемь лет[К 1]. Преемником Итобаала I был его сын Баалезор II[3][19][20][21][22]. На основании ономастических исследований предполагается, что Итобаал I мог иметь родственные связи с династией тирских правителей, основанной Хирамом I Великим[17][23].

В «Иудейских древностях» сообщается о годичной засухе и вызванном ею голоде, поразившими Финикию при Итобаале I. Со ссылкой на Менандра Эфесского Иосиф Флавий утверждал, что засуха прекратилась только благодаря обрядам, совершённым тирским царём. Возможно, это может свидетельствовать о том, что и получив царскую власть Итобаал I продолжил оставаться верховным жрецом, совмещая светскую и религиозную власть над Тиром[1][19][21]. Однако так как в других древних источниках после восшествия на престол Итобаал I в качестве духовного лидера Тира не упоминается, он мог и сложить с себя жреческий сан[10].

В Библии Итобаал I назван не царём Тира, а правителем Сидона (3Цар. 16:31: «Ефваал, царь Сидонский»). Вероятно, в то время Тирское и Сидонское царства были объединены под властью этого монарха. Однако в относящихся к 870-м годам до н. э. ассирийских источниках Сидон упоминается как независимое от правителя Тира владение. Возможно, к тому времени власть Итобаала I на эти города уже не распространялась[1][21][24]. Однако позднее Тир и Сидон снова могли объединиться под властью Итобаала I и его ближайших преемников[11][19][22][25].

Расширение владений

Итобаал I смог распространить свою власть и на отдалённые от Тира земли Финикии (включая Берит), а также на часть острова Кипр. Предполагается, что упомянутый Иосифом Флавием недостаток продовольствия мог стать причиной основания при Итобаале I наиболее ранних тирских колоний: Ботриса (современный Батрун) и Аузы в Северной Африке. В правление этого царя в Тире был построен новый порт, укрепивший торговые связи города с Кипром и Египтом[1][11][17][19][21][22][25][26].

Отношения с Северным Израильским царством

Северное Израильское и Иудейское царства в IX веке до н. э.

В «Третья книге Царств» упоминается о дипломатических контактах Итобаала I с правителями Северного Израильского царства Омри и Ахавом. Археологические находки свидетельствуют, что при Ахаве финикийское влияние в его столице Самарии и других городах его царства было очень велико. Согласно Библии, по просьбе Ахава царь Итобаал I предоставил израильскому правителю материалы для обширного строительства, которое тот вёл в Самарии и Мегиддо[1][2][22][25][27][28][29].

В Библии также сообщается о браке дочери Итобаала I Иезавели с царём Ахавом (3Цар. 18 и 19). Возможно, именно этому браку посвящён 45-й псалом[en], упоминающий брак израильского царя и тирской принцессы. Предполагается, что исполнение Итобаалом I должности жреца Астарты до его восшествия на престол, объясняет столь рьяную приверженность Иезавели культу финикийских богов. Соглавно Библии, влияние Иезавель на супруга привело к тому, что почитание бога Баала получило широкое распространение в Северном Израильском царстве. Это привело царицу к конфликту с пророком Илиёй (3Цар. 18—19:5). Вероятно, пример отца, убившего своего предшественника на престоле, повлиял на решение Иезавели несправедливым смертным приговором устранить Навуфея (3Цар. 21). К правлению Итобаала I относится и установление тесных контактов правителей Тира с властителями Иудейского царства[2][9][12][22][27][29][30][31][32].

Отношения с Ассирией

Упомянутое в Библии укрепление тирско-израильского союза стало ответом Итабаала I и Ахава на всё возраставшую угрозу военного конфликта с Ассирией. Вероятно именно в связи с ассирийской экспансией в Ботрисе тирцами была построена крепость[1][12][19].

Хотя в ассирийских источниках Итобаал I не упоминается, однако в «Анналах Ашшурнацирапала II»[33] сообщается о выплате дани некоторыми из финикийских владетелей (в том числе и неназванным по имени царём Тира). Первую такую дань этот правитель Ассирии получил от царей Тира, Сидона, Библа и Арвада в 877 или 876 году до н. э., когда находился с армией в лагере на берегу реки Оронт. В 867 или 866 году до н. э. Ашшурнацирапал II совершил новый поход в Левант и снова получил большу́ю дань с царей Тира, Сидона, Библа, Махаллата, Маица, Каица в Амурру и Арвада. Среди полученных товаров в анналах упоминаются различные металлы (золото, серебро, олово, медь), слоновая кость и обезьяны. Неизвестно, был ли царь Тира вовлечён в 853 году до н. э. в борьбу правителей Леванта, Палестины и Финикии с ассирийским царём Салманасаром III, и принимали ли тирцы участие в битве при Каркаре. Вероятно, что к Итобаалу I может относиться надпись на стеле, в которой посланцы неназванного по имени правителя Тира упоминаются среди пяти тысяч лиц, присутствовавших при торжественном открытии нового дворца[de] ассирийского царя в Нимруде[1][9][10][11][17][34][35][36][37][38].

Смерть

Хотя точная дата смерти Итобаала I неизвестна, он должен был скончаться не позднее 841 года до н. э., так как к тому времени относится свидетельство о выплате ассирийцам дани новым тирским царём Баалезором II[11][12][14][16][22][39].

Комментарии

  1. Б. А. Тураев в своём переводе фрагментов труда Менандра Эфесского использовал другие даты: двенадцать лет правления и сорок восемь лет жизни. Своё мнение он основывал на цитате из Феофила, а также на необходимости синхронизировать даты жизни Итобаала I с датами жизни его сына Баалезора II и дочери Иезавель[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Менандр Эфесский. Фрагменты // Финикийская мифология / перевод Тураева Б. А. — СПб.: Летний сад, Нева, 1999.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Rollston Ch. A. Ethbaal // Eerdmans Dictionary of the Bible / Freedman D. N., Myers A. C. — Amsterdam: Eardmans Publishing Co., 2000. — P. 431. — ISBN 978-9-0535-6503-2.
  3. 3,0 3,1 Иосиф Флавий. Против Апиона (книга I, глава 18).
  4. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона // Филон Александрийский. Против Флакка; О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа; Против Апиона. — Москва-Иерусалим: Еврейский университет в Москве, 1994. — С. 113—222.
  5. Иосиф Флавий. Иудейские древности (книга VIII, глава 13).
  6. Тураев Б. А. Тирские летописи // Финикийская мифология / сост. Герасимова Н. К., под общ. ред. Довженко Ю. С. — СПб.: Летний сад, Нева, 1999.
  7. Циркин, 2001, с. 132.
  8. Bunnens, 1995, p. 222.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Lipiński, 2006, p. 166—174.
  10. 10,0 10,1 10,2 Циркин, 2001, с. 167—174.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Bunnens, 1995, p. 227—228.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Lipiński E. Dieux et déesses de l’univers phénicien et punique. — Leuven/Louvain: Peeters Publishers, 1995. — P. 222. — ISBN 978-9-0683-1690-2.
  13. Циркин, 2001, с. 236—237.
  14. 14,0 14,1 Safar F. A Further Text of Shalmaneser III from Assur // Sumer. — 1951. — № 7. — P. 3—21.
  15. Barnes W. H. Studies in the Chronology of the Divided Monarchy of Israel. — Atlanta: Scholars Press, 1991. — P. 29—55.
  16. 16,0 16,1 Aubert, 2001, p. 56.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Leick, 2002, p. 58.
  18. Liverani M. Israel’s History and the History of Israel. — L. & N. Y.: Routledge, 2014. — P. 112. — ISBN 978-1-3174-8893-4.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Тураев, 1936, с. 7—8.
  20. Циркин, 2001, с. 371.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 Волков, 2004, с. 145.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 22,5 Lipiński, 2006, p. 176—180.
  23. Циркин, 2001, с. 165, 167 и 371.
  24. Циркин, 2001, с. 173 и 177.
  25. 25,0 25,1 25,2 Aubert, 2001, p. 46—47.
  26. Циркин, 2001, с. 167—174 и 395.
  27. 27,0 27,1 Волков, 2004, с. 155—160.
  28. Циркин, 2001, с. 32 и 167—171.
  29. 29,0 29,1 Leick, 2002, p. 6.
  30. Циркин, 2001, с. 167—174 и 394—395.
  31. Ахав // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. IV : «Афанасий — Бессмертие». — С. 196—197. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9.
  32. Иезавель // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 188—190. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
  33. Анналы Ашшур-нацир-апала (недоступная ссылка). Мир истории. Дата обращения: 31 декабря 2017. Архивировано 30 апреля 2009 года.
  34. Тураев, 1936, с. 30—31.
  35. Волков, 2004, с. 264—266.
  36. Aubert, 2001, p. 54—55 & 90.
  37. Pritchard J. B. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. — Princeton: Princeton University Press, 1969. — P. 278—279.
  38. Анналы Салманасара III (недоступная ссылка). Мир истории. Дата обращения: 31 декабря 2017. Архивировано 1 апреля 2009 года.
  39. Циркин, 2001, с. 175.

Литература