Еруслан Лазаревич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Еруслан Лазаревич
Еруслан Лазаревич, гравюра на дереве, XVIII векЕруслан Лазаревич, гравюра на дереве, XVIII век
Произведения Сказка о Еруслане Лазаревиче
Пол мужской
Род занятий прекрасный богатырь
Славный сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на Чудо великом Змеи. Лубок

Ерусла́н Ла́заревич (Руслан, Уруслан Залазарович) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора[1].

Сказка о Еруслане Лазаревиче, повествуя о многочисленных воинских и любовных похождениях молодого и прекрасного богатыря, нравилась старинным русским читателям разнообразием своего содержания и, перейдя на лубок, широко распространилась в народе. Её влияние заметно в некоторых пересказах былин об Илье Муромце.

Основа сказаний

Имя Еруслана Лазаревича и некоторые сюжеты (поиски богатырского коня Араша — ср. Рахш, бой Еруслана с сыном) восходят к древнему персидскому эпосу о РустамеШахнамэ»). Мотивы иранского эпоса были заимствованы при тюркском посредстве: Арслан («лев», рус. Руслан) — тюркское прозвище Рустама, отец Еруслана Залазар — отец Рустама Заль-зар[1].

В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с различными соперниками: другими богатырями, чудовищами (в том числе с трёхголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами.

В сказании повествуется о встрече с русским богатырём Иваном, бое с ним, последующем братании и помощи, оказанной Ерусланом Ивану в добывании дочери Феодула-змея Кандаулы Феодуловны; о встрече Еруслана с прекрасными царевнами, с великаном-сторожем Ивашкой; о бое со змеем-хранителем принцессы Анастасии Вахрамеевны; женитьбе на царевне Подсолнечного города и так далее. Эти похождения Еруслана, не имея прямых соответствий в похождениях иранского Рустама, находят себе параллели в разных восточных сказках.

Сказка о Еруслане Лазаревиче представляет значительный интерес для истории былин и сказок об Илье Муромце. С одной стороны, в основе некоторых похождений муромского богатыря лежат те же мотивы, что вошли в сказку о Еруслане Лазаревиче. Так, встреча Ильи с Соловьём-разбойником, приезд в Киев и отношения с князем Владимиром напоминают встречу Еруслана Лазаревича с богатырём Ивашкой и приезд к царю Далмату; встреча Ильи с королевичной может быть сопоставлена со встречей Еруслана с прекрасными царевнами; затем оба богатыря бьются со своими сыновьями, которых не узнают и так далее. С другой стороны, на некоторые былины и особенно сказки об Илье Муромце оказала прямое влияние лубочная, распространённая в народе сказка о Еруслане Лазаревиче.

Издания

Сказка о Еруслане Лазаревиче впервые была издана Н. С. Тихонравовым, по рукописи Ундольского[2], и Н. Костомаровым, по рукописи Погодинского древлехранилища[3]. Текст лубочной лицевой сказки был напечатан Д. И. Ровинским[4]. Обе записи сказки XVII в. представляют её в двух редакциях, из которых редакция списка Ундольского считается более ценной; она отличается большей логической связностью между отдельными приключениями героя, названного в ней Урусланом, и сохранила в большей чистоте некоторые имена других действующих лиц.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мелетинский, 1990, с. 210.
  2. «Летописи русской литературы», т. II, отд. II, М., 1859
  3. «Памятники старины русской литературы», вып. II, 1880
  4. Ровинский Д. А. Народные русские картинки. СПб., 1881. Т. I, с. 51; Т. V, с. 115. // Открытая русская электронная библиотека Архивная копия от 14 октября 2008 на Wayback Machine

Литература

Ссылки