Единый учебник истории

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Путин на встрече с авторами концепции нового учебника истории 16 января 2014 года

Еди́ный уче́бник исто́рии — инициатива создания единой линейки учебников истории России для средней школы, с которой в начале 2013 года выступил президент России В. В. Путин[1]. Изучение российской истории в школах по учебникам, переформатированным под новый историко-культурный стандарт, было начато в 2016/2017 учебном году[2]. На 2022 год к использованию в школах одобрены три разные линейки учебников истории от трёх разных издательств.

Работа над концепцией

Идея создания единых учебников истории России для средней школы, которые будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований, была высказана Путиным 19 февраля 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям[3]. 25 апреля в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент подтвердил свою позицию, сказав, что учебники истории должны основываться на единой концепции и логике непрерывной российской истории и предлагать официальную оценку исторических событий, воспитывая уважение «ко всем страницам нашего прошлого»[1].

Работа в этом направлении была поручена созданному в 2012 году Российскому историческому обществу (РИО) под руководством председателя Государственной думы С. Е. Нарышкина[4][5].

При участии Российского исторического общества был выработан и прошёл общественное обсуждение Единый историко-культурный стандарт[6]. После его утверждения в 2014 году был объявлен конкурс для издательств по разработке линейки школьных учебников на основе Единого историко-культурного стандарта[7][8][9].

В начале июня 2014 года (то есть после присоединения Крыма к РФ) Владимир Путин поручил правительству совместно с Российским историческим обществом дополнить концепцию нового учебника сведениями о роли Крыма и Севастополя в судьбе Российской империи, СССР и современной России[10].

Аргументы в пользу концепции

Обосновывая своё предложение, Владимир Путин отметил, что без единого учебника отечественной истории российские «молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями» — в частности, недооценивают подвиг ветеранов Великой Отечественной войны; при этом существовавшее разнообразие учебников (до 65 наименований для 10-х классов) президент назвал избыточным[11]. Единая линейка учебников позволяет продемонстрировать непрерывность российской истории[1], показать, что «судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур».[3][12]

Руководитель Администрации президента РФ С. Б. Иванов на заседании Российского исторического общества, посвящённом началу работы над учебником, отметил, что сложившаяся подача исторических знаний в школах приводит к тому, что «дети зачастую просто не понимают, о чём идёт речь»[13].

Критика

В июле 2013 года журналисты газеты «Известия» Анжелика Кутний и Юлия Цой, ознакомившиеся с проектом концепции, отмечали, что «эксперты нашли в документе множество фактических ошибок и плагиата»[14].

Итог работы

Изучение российской истории в школах по учебникам, переформатированным под новый историко-культурный стандарт, было начато в 2016/2017 учебном году. К использованию в школах были одобрены три линейки новых учебников по истории, подготовленных издательствами «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа»[15].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Президент: Учебники истории должны иметь единую концепцию. Российская газета. Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  2. Школьникам расскажут про «уплывший Крым» и «антироссийский фронт» // Интернет-газета Znak, 25 Августа 2016. Дата обращения: 14 февраля 2019. Архивировано 30 января 2022 года.
  3. 3,0 3,1 Карпюк И. Одна на всех. Полит.ру. Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 18 мая 2013 года.
  4. Бочарова С.Эксперты переписывают историю России Архивная копия от 5 сентября 2014 на Wayback Machine // Ведомости, 11.06.2013
  5. Шахрай C. Напишем историю вместе. Газета.ru (27 февраля 2013). Дата обращения: 17 июня 2013. Архивировано 9 июня 2013 года.
  6. Нарышкин: в концепции истории удалось найти компромиссные формулировки // РИА Новости, 16.01.2014. Дата обращения: 14 февраля 2019. Архивировано 14 февраля 2019 года.
  7. Обращение к историкам — авторам школьных учебников Архивная копия от 29 сентября 2019 на Wayback Machine // Полит.ру, 22.05.2014
  8. Отказ от идеи ввести в школах России единый учебник истории, Телеканал «Дождь» (27 августа 2014). Архивировано 3 сентября 2014 года. Дата обращения 27 августа 2014.
  9. Минобрнауки опровергло отказ от концепции «единого учебника истории» Архивная копия от 4 сентября 2014 на Wayback Machine // Интерфакс, 27.08.2014
  10. Путин поручил дополнить учебник истории главами о Крыме и Севастополе // РИА Новости, 2 июня 2014 года. Дата обращения: 14 февраля 2019. Архивировано 14 февраля 2019 года.
  11. Путин рассказал о необходимости единого учебника истории. Полит.ру. Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 18 мая 2013 года.
  12. Каким быть учебнику истории? Архивная копия от 19 октября 2013 на Wayback Machine// Круглый стол журнала «Нева», № 10, 2013. Лев Аннинский, Сергей Гавров, Яков Гордин, Владимир Елистратов, Евгений Ермолин, Елена Иваницкая, Вера Калмыкова, Каспер Калле, Елена Краснухина, Михаил Кураев, Александр Ласкин, Александр Мелихов, Владимир Соболь, Валерий Столов.
  13. Сергей Иванов предложил объективно оценивать историю Архивная копия от 21 октября 2020 на Wayback Machine // Lenta.ru, 27.02.2013
  14. Кутний А, Цой Ю. Концепцию учебника истории «списали» с сайтов с готовыми рефератами Архивная копия от 11 июля 2013 на Wayback Machine // Известия, 11.07.2013
  15. Школьникам расскажут про «уплывший Крым» и «антироссийский фронт» // Интернет-газета Znak, 25 Августа 2016. Дата обращения: 14 февраля 2019. Архивировано 30 января 2022 года.

Ссылки