Донецкий республиканский академический театр кукол

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Донецкий областной театр кукол»)
Донецкий театр кукол
Донецкий республиканский академический театр кукол
Основан 1933
Награды Грамота Президиума Верховного Совета УССР  — 1983
Здание театра
Местоположение Россия ДНР: Донецк
Адрес Проспект Ильича, д. 18
48°00′08″ с. ш. 37°49′55″ в. д.HGЯO
Руководство
Художественный руководитель Ольга Михайловна Арутинова
Сайт https://teatrkukoldnr.ru

Донецкий республиканский академический театр кукол — республиканский академический кукольный театр в городе Донецке, первый театр кукол в Донбассе. Театр расположен в Донецке по адресу: проспект Ильича, 18.

Генеральный директор — художественный руководитель — заслуженный деятель искусств ДНР Ольга Арутинова.

Организационно-правовая форма — государственное бюджетное учреждение культуры.

История Донецкого театра кукол

1 декабря 1933 года в соответствии с постановлением Сталинского городского совета при Драматическом театре был создан небольшой театр кукол. Художественным руководителем театра стала Любовь Гаккебуш (в будущем народная артистка Украины), директором — Виктор Добровольский (в будущем народный артист СССР).

Театральный коллектив в то время насчитывал лишь 8 актёров[1]. Актёры сами делали кукол и декорации. Так как собственного здания у театра не было, артисты, взяв реквизит и кукол, играли на шахтах и заводах, а в выходные разыгрывали представления на сцене Драматического театра. Первой постановкой театра стал спектакль «Юные патриоты», а следом в репертуаре появились сказки «Ивасик-Телесик», «Три поросёнка», «Сказка о царе Салтане», «Коза-дереза». Спектакли пользовались неизменным успехом[2].

В первые месяцы Великой Отечественной войны театр был закрыт. Но осенью 1941 года в городе Сталино в состав редакции газеты Южного фронта «Во славу Родины» влились поэт И. Френкель и писатель-сатирик В. Поляков, которые создали другой — боевой, агитационный театр кукол, который поставил более 40 спектаклей, агитпрограмм. По существу, это был театр политических миниатюр.

В своём привычном качестве театра кукол открылся вновь лишь в 1958 году — 11 сентября на его сцене прошёл спектакль «Весёлый утёнок Тим». С этого момента в жизни театра наступил период совершенствования спектаклей с широким использованием как сказочной, так и патриотической тематики; сформировался новый творческий и руководящий состав. С конца 1960-х годов Донецкий театр кукол постоянно гастролировал по СССР.

Афиша спектакля «Клянёмся тебе, Кибальчиш». 1967

В 1960-х годах в коллектив театра пришли такие яркие творческие индивидуальности, как народный артист Украины Сергей Ефремов и заслуженные артисты Украины Элеонора Смирнова и Шарль Фоерберг, которые стали со временем «кукольными звёздами», известными за пределами СССР. Спектакли того времени — «Сердце храбреца», «Клянёмся тебе, Кибальчиш!», «Вредный витамин», «Сказка о жадном Серёжке» и другие, поставленные режиссёрами Александром Юдовичем («Волшебная калоша», «Телевизор доктора Айболита», «Битва в лесу», «Чертова мельница» (для взрослых)) и Сергеем Ефремовым («Голубой щенок», «О чём рассказали волшебники», «Сказка о жадном Серёжке»), по праву вошли в число лучших работ коллектива. В этих спектаклях звучала музыка композиторов Александра Виленца и Григория Бирюшова. Именно в 1960-х годах коллектив театра стал стабильным творческим организмом и вошёл в группу лидеров театров кукол Украины.

Мастера кукол Евдокия Панжар и Владимир Юшкевич

С 1971 года к руководству театром кукол приступил актёр и режиссёр, заслуженный артист Украины Борис Смирнов. Этот период — время укрепления творческой труппы и официального признания донецкой актёрской школы. Спектакли «Р.В.Р.», «Земля дана тебе навеки», «Сказка про добро и зло и про длинный язык», «Улыбка судьбы», «Сэмбо», «Сказка о золотом петушке», «3олотая чайка», «Как стать великаном», «Али-Баба и сорок разбойников» были многократно отмечены дипломами на всеукраинских и межрегиональных фестивалях. Это время расцвета музыкального таланта композитора Якова Липовецкого, рождения кукол, сделанных руками мастеров Владимира Юшкевича и Евдокии Панжар.

В театре сформировались такие творческие личности, как Евгения Железняк, Елена Липина и Жанна Славская, актёры Раиса Шубина, Клавдия Мещерякова, Иосиф Исаков, Людмила Тушканова, Раиса Тарадай и другие.

Нельзя обойти вниманием режиссёрские работы Ильи Брандмана, Аси Акименко, Юрия Тесли, Евгения Чистоклетова, а также Анатолия Шуха, который к тому же был композитором, чья музыка продолжает звучать во многих спектаклях театра. Театр часто и успешно гастролировал не только по Донбассу, но и по многим городам Украины, России, Бельгии, Белоруссии, Молдавии.

В 1981 году за успехи, достигнутые в профессиональном воспитании творческой молодёжи и за активное участие в проведении Всесоюзного смотра 1978—1980 годов театр награждён дипломом I степени и премией Министерства культуры СССР. В следующем, 1982 году, за весомый вклад в дело укрепления мира театр награждён медалью Советского комитета защиты мира. 23 декабря 1983 года за успехи в развитии театрального искусства, воспитании подрастающего поколения театр награждён грамотой Президиума Верховной Совета Украинской ССР, главному режиссёру театра Борису Смирнову и артисту В. Ткаченко присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Украины».

Значительным событием в жизни театра стал переезд 29 октября 1983 года в помещение бывшего кинотеатра «Победа» по проспекту Ильича, 18 — спустя 50 лет со дня образования артисты получили отдельное стационарное помещение. Однако новый дом кукольников не был приспособлен под нужды театра, что на протяжении многих лет доставляло немало трудностей. Отсутствие арьерсцены, карманов, закулисного выхода на сцену, полноценной театральной машинерии, да и просто острая нехватка места как для работников, так и для хранения декораций, существенно влияли и на качество сценического продукта, и на комфорт рабочего процесса.

В 1992 году театр возглавил Виктор Стариков. Спустя три года была восстановлена единая труппа (долгие годы актёрская труппа была разделена на три группы — по сути это были три театра, которые готовили и показывали спектакли самостоятельно, отдельно друг от друга), расширен выбор исполнителей при распределении ролей и назначении дублёров, что дало возможность готовить параллельные спектакли без художественных компромиссов и создавать масштабные постановки, в которых могли быть заняты все артисты.

В 2003 году главным режиссёром стал Анатолий Поляк, который значительно расширил степень творческой свободы для коллектива, довермл постановки спектаклей артистам, часто приглашал режиссёров других театров.

Спектакль «Дорога в Вифлеем», 2011

За год до 75-летия творческого коллектива в истории Донецкого театра кукол и культурной жизни Донецка и Донбасса произошло знаменательное событие — 17 октября 2007 года Министерство культуры и туризма Украины от 17 октября 2007 № 1287/0/16-07 присвоило театру статус академического[3], затем появилось современное полное название заведения — Донецкий академический областной театр кукол.

Участники Фестиваля «Сказочный мир» — 2017

С началом вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году Театр кукол стал первым среди театров Донецка, кто открыл свои двери для зрителя, тем самым фактически не останавливая свою работу даже с началом боевых действий. С этого времени начался процесс укрепления контактов с творческими коллективами Российской Федерации. Театр обменивался визиты с российскими коллегами, и даже в 2017 году организовал международный театральный фестиваль «Сказочный мир».

В годы становления Донецкой Народной Республики возрос интерес зрителя к постановкам театра. Кукольники ежегодно выпускали по несколько премьер, значительная часть которых имела успех у донецких зрителей. Особое место в жизни театра начали занимать новогодние программы, формировавшие образ театра как современного творческого коллектива. Молодые специалисты — выпускники Донецкого колледжа культуры и искусств, которыми в последние годы пополнилась труппа, поменяли подход к организации и проведению новогодних кампаний, выводя зимние постановки на качественно новый уровень.

1 декабря 2020 года директором театра стала Ольга Арутинова. С приходом нового руководства коллектив вступил в новый, интенсивный этап творческой жизни. В репертуар возвращены постановки для взрослых, расширен штат театра, а с ним и диапазон творческих возможностей.

Коллектив театра, 2021

С 2022 года, после признания Донецкой Народной Республики и последующего её вхождения в состав Российской Федерации, театр активно включился в гастрольно-фестивальную жизнь России. Одновременно в феврале 2022 года из-за возросшей опасности театр приостановил показы на своей сцене, а значительную часть мужчин театра мобилизовали для участия в СВО.

Примечания

Ссылки