Дикость

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Индейцы Флориды, находящиеся по определению Моргана в состоянии дикости

Ди́кость (англ. Savagery) — распространённый в антропологии конца XVIII — начала XX веков термин, обозначающий самую примитивную ступень развития человеческого общества. Термин имеет смысл в рамках теорий социальной эволюции, которые подразумевают последовательное и линейное развитие человеческих сообществ.

Возникновение термина

Первое использование термина «дикость» в данном контексте приписывается шотландскому философу Адаму Фергюсону. В своей работе «Очерк по истории гражданского общества» (англ. Essay on the history of the civil society), которая увидела свет в 1767 году, Фергюсон рассуждает об особенностях жизни дикарей (англ. savages) и диких народов (англ. savage nations) в целом[1].

Терминология приняла устоявшуюся форму после публикации в 1877 году знаменитой работы американского этнографа Льюиса Моргана «Древнее общество» (англ. Ancient Society). Оперируя в парадигме социальной эволюции, Морган определил «дикость» (англ. Savagery) как низшую ступень развития человеческого общества, которая предшествует «варварству». Морган полагал, что любое человеческое общество проходит через три ступени развития: дикость, варварство и цивилизация, однако по тем или иным причинам разные народы проходят эту ступени в разное время[2].

В своё время работа Моргана явилась фундаментальным шагом в развитии антропологии. «Древнее общество» на протяжении длительного периода времени занимало ведущую роль в антропологии и оказало большое влияние на формирование позитивистских, прогрессивных, а также марксистских антропологических концепций. В частности ведущий идеолог марксизма, Фридрих Энгельс, систематически цитировал Моргана в своих работах[3].

Дикость в определении Моргана

Льюис Морган определил «дикость» как период развития человеческого общества от возникновения человека до появления гончарного дела, которое учёный считает наиболее надёжным признаком начала следующего периода развития — «варварства».

Морган выделяет три ступени дикости: низшую, среднюю и высшую. Согласно Моргану низшая ступень дикости завершается на этапе освоения человеком искусства рыбной ловли и овладения огнём; средняя ступень дикости завершается с изобретением лука и стрел; наконец, высшая ступень дикости завершается с овладением гончарным делом, когда происходит переход к «варварству»[2].

Следуя этой терминологии, Морган относит, например, состояние общества австралийских аборигенов на момент их открытия европейцами к средней ступени дикости, а, скажем, племена атабасков к высшей ступени дикости[2].

Современное состояние вопроса

В современной антропологической науке термин «дикость» не используется. В рамках теорий социальной эволюции термины Моргана были заменены более точной номенклатурой, которая перестала содержать понятия, которые уничижительно характеризовали бы многие неевропейские народы. Эти соображения в частности явились причиной выхода из антропологического обихода термина «дикость». Современная терминология оперирует понятиями «первобытная культура», «палеолит», «мезолит», «неолит» и другими[4]. Вместе с этим ключевые эволюционные признаки, выделенные Морганом, по-прежнему определяют различные антропологические периоды развития человека. Так, возникновение гончарного дела является одним из признаков перехода от палеолита к неолиту, а освоение рыбной ловли является признаком позднего палеолита.

Кроме этого в современной антропологии наряду с теориями социальной эволюции распространены также маргинальные теории, полностью или частично отрицающие эволюцию или прогресс человеческих сообществ. В рамках культурного релятивизма, ведущего своё начало с работ американского антрополога Франца Боаса, некорректно в принципе рассуждать о ступенях развития человеческих сообществ. Соответственно в этой парадигме термины «дикость» и «варварство» теряют свой смысл[4].

См. также

Литература

  • Льюис Г. Морган. Древнее общество = Ancient society. — Ленинград: Издательство Института народов севера ЦИК СССР, 1935. — 346 с. — 8000 экз.
  • Brian M. Fagan. People of the Earth. An Introduction to World Prehistory. — 13th edition. — Prentice Hall, 2010. — 552 с. — ISBN 0-205-73567-3.

Ссылки

Примечания

  1. Adam Ferguson. An Essay on the History of Civil Society. — 5th edition. — London: T. Cadell, 1782.
  2. 2,0 2,1 2,2 Льюис Г. Морган. Древнее общество = Ancient society. — Ленинград: Издательство Института народов севера ЦИК СССР, 1935. — 346 с. — 8000 экз.
  3. Matthew Johnson. Archaeological Theory. An Introduction. — 2nd edition. — Wiley-Blackwell, 2010. — 306 с. — ISBN 978-1-4051-0015-1.
  4. 4,0 4,1 Brian M. Fagan. People of the Earth. An Introduction to World Prehistory. — 13th edition. — Prentice Hall, 2010. — 552 с. — ISBN 0-205-73567-3.