Дзидока

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Дзидока (Автономизация; англ. Autonomation, принцип дзидока; jidoka (яп. 自働化); jidouka (яп. じどうか)) ― особенность проектирования машины для реализации принципа бережливого производства, используемого в производственной системе Toyota.

Определение

Автономизация может быть описано как «интеллектуальная автоматизация» или «автоматизация с человеческим прикосновением»[1]. Этот тип автоматизации реализует некоторые надзорные функции, а не производственные функции. В Toyota это обычно означает, что если возникает ненормальная ситуация, машина останавливается, и рабочий останавливает производственную линию. Это процесс контроля качества, который применяет следующие четыре шага[2]:

  • обнаружите аномалию;
  • остановите;
  • исправьте или исправьте немедленное состояние;
  • исследуйте основную причину и установите контрмеру.

Автономизация направлено на предотвращение производства дефектной продукции, устранение перепроизводства и сосредоточение внимания на понимании проблем и обеспечении того, чтобы они не повторялись.

Цель и реализация

Сигео Синго называет автономизацию «предварительной автоматизацией»[3]. Он отделяет рабочих от машин с помощью механизмов, которые обнаруживают производственные аномалии (многие машины в Toyota имеют их). Он говорит, что существует двадцать три этапа между чисто ручной и полностью автоматизированной работой. Чтобы быть полностью автоматизированными машины, они должны быть в состоянии обнаруживать и исправлять свои собственные эксплуатационные проблемы, которые в настоящее время не являются экономически эффективными. Тем не менее, 90% преимуществ полной автоматизации может быть получено autonomation.

Цель автономизации заключается в том, что оно делает возможным быстрое или немедленное обращение, выявление и исправление ошибок, возникающих в процессе. Автономизация избавляет работника от необходимости непрерывно судить, нормальна ли работа машины; их усилия теперь предпринимаются только тогда, когда есть проблема, предупреждаемая машиной. Помимо того, что это делает работу более интересной, это необходимый шаг, если работника позже попросят контролировать несколько машин. Первым примером этого в Toyota был автоматически активированный ткацкий станок Sakichi Toyoda, который автоматически и немедленно останавливал ткацкий станок, если вертикальные или боковые нити рвались или заканчивались.

Например, вместо того, чтобы ждать окончания производственной линии для проверки готового продукта, автономирование может быть использовано на ранних этапах процесса, чтобы уменьшить объём работы, которая добавляется к дефектному продукту. Работнику, который самостоятельно проверяет свою собственную работу или проверяет источник работы, произведенной непосредственно перед своим рабочим местом, рекомендуется остановить линию при обнаружении дефекта. Это обнаружение является первым шагом в Jidoka. Машина, выполняющая тот же процесс обнаружения дефектов, занимается автономацией.

Как только линия остановлена, руководитель или человек, назначенный для помощи в исправлении проблем, немедленно обращает внимание на проблему, обнаруженную рабочим или машиной. Чтобы завершить дзидока, не только исправляется дефект в обнаруженном продукте, но и процесс оценивается и изменяется, чтобы устранить возможность повторного совершения той же ошибки. Одним из решений проблем может быть вставка устройства «защиты от ошибок» где-то в производственной линии. Такое устройство известно как пока-ёкэ.

Связь с точно в срок

Тайити Оно и Сакити Тойода, создатели TPS и практики в производстве текстиля, машин и автомобилей, рассматривали производство точно в срок (JIT) и автономизации как столпы, на которых строится TPS[4]. Джеффри Лайкер и Дэвид Мейер указывают, что дзидока или «решение остановить и исправить проблемы по мере их возникновения, а не подталкивать их вниз по линии, которая будет решена позже» является большой частью разницы между эффективностью Toyota и других компаний, которые пытались принять бережливое производство[5]. Таким образом, автономизацию можно назвать ключевым элементом успешного внедрения бережливого производства.

Для систем точно в срок абсолютно необходимо производить с нулевыми дефектами, иначе эти дефекты могут нарушить производственный процесс или упорядоченный поток работы.

JIT и бережливое производство всегда ищут цели для постоянного улучшения в своем стремлении к улучшению качества, поиску и устранению причин проблем, чтобы они не возникали постоянно.

Дзидока включает в себя автоматическое обнаружение ошибок или дефектов во время производства. При обнаружении дефекта остановка производства заставляет немедленно обратить внимание на проблему.

Остановка вызывает замедление производства, но считается, что это помогает обнаружить проблему раньше и избежать распространения плохих практик[6].

Этимология

Слово «автономация» яп. 自働化, заимствованное слово из китайско-японского словаря, является портманто из «автономного» и «автоматизационного» яп. 自動化, которое пишется с использованием трех иероглифов кандзи: 自(じ ji) «само», 動(どう dou)movement и 化(か ka)».-ization». В Toyota Production System второй символ заменяется на 働 (どう dou) «работа», который является символом, полученным путем добавления радикала, представляющего «человека» к оригинальному 動.

Дзэндзидока

Дзэндзидока (англ. Zenjidoka; яп. 全自働化) ― это принцип бережливого производства, означающий доведение дзидока до самого клиента и относится к расширенным практикам, в которых торговый, сервисный и технический персонал также имеет право прерывать производство для исправления неисправностей[7].

Источники

  1. Toyota Production System, Taiichi Ohno, Productivity Press, 1988, page 6.
  2. The Essence of Jidoka, Mark Rosenthal, SME Lean Directions Newsletter, 2002
  3. Toyota Production System, Taiichi Ohno, Productivity Press, 1988, p 58
  4. Toyota Production System, Taiichi Ohno, Productivity Press, 1988, p 4
  5. Jeffrey Liker and David Meier (2005), The Toyota Way Fieldbook, chapter 8
  6. JBLL, 18 June 2006
  7. Bodek N. Zenjidoka: Take Six Sigma to New Heights by Uplifting the Expertise of People