Деноминация (религия)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Деномина́ция (от лат. denominátio — «переименова́ние»; англ. de-nominalist church; нем. Denominierung) — термин в религиоведении, обозначающий тип[1] религиозной организации в христианстве.

Специфической характеристикой деноминации является её промежуточный характер по отношению к секте и церкви[2]. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом[3][4][5][6][7].

История

Понятие «Деноминация» начало употребляться в англоязычной среде с конца XVII века, а его популяризация как термина в религиоведении связана прежде всего с работой американского богослова Х. Р. Нибура «Социальные истоки деноминационализма» (англ. The social sources of denominationalism) 1929 года[8][9][10].

От церкви деноминация заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма по отношению к государству и обществу, признаёт возможность духовного возрождения для любого верующего человека[2][11][12][13]. С сектой её сближает относительно небольшой период существования, преимущественный упор на религиозную деятельность, в вероучении наличие качественных отличий от исторических церквей и противопоставление себя им, претензии на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества[11][12][13].

Деноминация имеет чёткую организацию как «по вертикали» (подчинение различных звеньев управления), так и «по горизонтали» (направление деятельности членов общины). Несмотря на то, что в деноминации провозглашается равенство всех её членов и наличие выборности руководства, в действительности имеет место элита, состоящая из постоянных людей, которые наделены широкими полномочиями. Также при формальном отрицании разделения верующих на священников и мирян, существуют профессиональные священнослужители, которые провозглашаются наделёнными «даром» понимания и способностью толковать «слово Божье», как и выступать с пророчествами и проповедями[2].

Кроме того, термин «деноминация» используется в обыденном словоупотреблении в качестве синонима слова «конфессия»[3][14].

Обратное явление – когда церковь и/или отдельные ее члены принципиально не относят себя ни к одной деноминации, дабы исповедовать «чистое» Евангелие.

См. также

Примечания

  1. Васильева2, 2008.
  2. 2,0 2,1 2,2 Яблоков, 1979, с. 114.
  3. 3,0 3,1 Митрохин, 1990, с. 92.
  4. Деноминация Архивная копия от 31 марта 2022 на Wayback Machine // Философский словарь
  5. Деноминация Архивная копия от 3 ноября 2021 на Wayback Machine // Социологический словарь
  6. Гараджа, 1995.
  7. Волков, Добреньков, Нечипуренко, Попов, 2003.
  8. Яблоков, 1979, с. 57.
  9. Niebuhr, 1929.
  10. Аринин, 2019: «Е. С. Элбакян и Е. Н. Васильева отмечают, что «понятие деноминации зародилось в англоязычной среде в конце XVII столетия для обозначения диссинтеров, отколовшихся от государственной Церкви Англии, но при этом лояльных по отношению к Британскому государству и признававших монарха» [7]. Эти авторы термин «деноминация» связывают с творчеством американского теолога Х. Р. Нибура (Helmut Richard Niebuhr, 1894-1962), стремившегося преодолеть негативную семантику традиционных для христианства, идущих от норм Кодекса Феодосия (Codex Theodosianus, 438), противопоставлений «церкви» (правоверия императора и лояльного ему большинства населения) и «секты» (еретических мнений «отщепенцев»)».
  11. 11,0 11,1 Яблоков, 1994.
  12. 12,0 12,1 Степаненко, 2005.
  13. 13,0 13,1 Гидденс, 1999.
  14. Пучков, Казьмина, 1997.

Литература

На русском языке
На других языках
  • Niebuhr H. R. The social sources of denominationalism. — N. J., 1929.