Деваи, Матьяш

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Матьяш Деваи
Dévai Bíró Mátyás.jpg

Матья́ш Биро́ (венг. Biró Mátyás, также известный как Матьяш Деваи (букв. «из города Дева»), венг. Dévai Mátyás; дата рождения неизвестна, город Дева, Хуньяд, Трансильвания — 1547, Дебрецен) — венгерский протестантский реформатор, известный как «венгерский Лютер».

Родился в гор. Дева в Трансильвании. Вероятно, учился в Буде у швейцарца Симона Грюнеуса (en:Simon Grynaeus), позднее — крупного активиста Реформации. В 1523 году числился студентом Краковского университета. Проучившись там два года, стал католическим священником и монахом.

Между 1527 и 1529 годами увлёкся идеями протестантской Реформации. В 1529 году отправился в Виттенбергский университет учиться у Мартина Лютера, и в числе его студентов жил у него дома.

В 1531 году вернулся в Буду в качестве священника протестантской конгрегации. В этот период протестантизм стал быстро распространяться по стране ввиду упадка церковной дисциплины, так как практически все епископы католической церкви в Венгрии погибли в битве при Мохаче (1526), и в целом в Венгерском королевстве царила смута. Именно в это время, находясь в Буде, Деваи написал трактат, где отрицал необходимость молитвы святым. Также опубликовал 52 тезиса, в которых излагал протестантские постулаты. Убедил членов дворянских семейств Баттяни и Бочкаи поддержать реформацию.

Венгерская реформация, которую возглавил Биро, своими принципами и характером во многом напоминала возникший позже кальвинизм. Венгерские протестанты отличали собственную веру, которую они называли Magyar hit («венгерская вера»), от лютеранства, Nemes hit («немецкой веры»).

Вскоре Деваи покинул Буду и стал священником в Кошице. Вскоре его арестовал Томаш Салахази, епископ Эрлау, близкий советник императора Фердинанда I. Деваи содержался в тюрьме сначала в городе Ликавка, затем в Братиславе, и наконец, в Вене. Процесс над ним возглавлял Иоганн Фабер, епископ Вены, также близкий советник Фердинанда I и противник Реформации. Вскоре после процесса Деваи был выпущен на свободу и продолжил свою реформатскую деятельность. В 1532 году его снова арестовали и содержали в заключении до 1534 года.

После выхода из тюрьмы его покровителем стал Тамаш Надашди. Деваи посвящал своё время дискуссиям с антипротестантскими трактатами Григория Сегедского, доктора Сорбонны и провинциального руководителя францисканцев в Венгрии. Также Деваи сочинил «Венгерскую орфографию» — первую книгу, опубликованную на венгерском языке.

Несмотря на противодействие Реформации со стороны короля Фердинанда I, Деваи поддержал его претензии на трон против ставленника османов Яноша Запольяи. В результате гражданской войны между двумя претендентами Деваи был вынужден бежать из Венгрии. Он прибыл ко двору Георга (en:George, Margrave of Brandenburg-Ansbach), Бранденбург-Ансбахского маркграфа, с рекомендательным письмом от Меланхтона. Оттуда он отправился в Швейцарию, где принял взгляды составителей Первого Гельветского исповедания по вопросу о евхаристии.

После возвращения в Венгрию Деваи выступил яростным сторонником реформатов по поводу евхаристии и, соответственно, противником лютеран. В 1544 году священники из Шарвара пожаловались Лютеру на доктрину, которую проповедовал его бывший студент, и Лютер отверг позицию Деваи как кощунственную.

В Венгрии Деваи поселился в городе Дебрецен под защитой семейства Надашди. В это время он написал толкования Десяти заповедей, молитвы Отче наш, Апостольского и Никейского Символов веры на венгерском языке, предназначенные для обывателей.

Примечания

Ссылки