Иоанн де Грокейо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Грокейо»)
Иоанн де Грокейо
Johannes de Grocheio
Основная информация
Профессии теоретик музыки

Иоанн де Гроке́йо, устаревшее написание — Грохе́о (лат. Johannes de Grocheio, Grocheo) — французский теоретик музыки конца XIII века.

Философская основа трактата о музыке

Биографические сведения об Иоанне де Грокейо отсутствуют. Авторское замечание в (единственном сохранившемся) трактате с условным названием «О музыке» (De musica, около 1300)[1] о «молодых друзьях», помогавших ему в пору каких-то суровых жизненных испытаний (неизвестно каких), возможно, свидетельствует о его незнатном происхождении. Магистр Парижского университета в пору его расцвета, Иоанн де Грокейо впитал новейшие достижения философии и теологии своего времени, в особенности «математических» дисциплин квадривия. В плане трактата и логике рассмотрения объектов музыкальной науки явно просматривается желание подражать философскому учению Аристотеля, в особенности его гилеморфизму[2].

Учение о музыке

Грокейо даёт собственное амбивалентное определение музыки — как теоретической «науки о числе, отнесённом к звукам»[3], и одновременно практического знания, направленного на обучение музыканта («музыка» как свод дидактических рекомендаций). Иронически отвергая боэциеву «мировую» и «человеческую» музыку («да и кто слышал, чтобы человеческий организм звучал?»), автор предлагает собственную её классификацию. Важнейшие категории в классификации Грокейо:

  • популярная музыка (cantus publicus), подразумевается музыка устной традиции;
  • учёная музыка (musica composita, также называемая «regularis», «canonica», «mensurata»), здесь рассматриваются многоголосные формы: органум, гокет и наиболее сложная и изысканная — политекстовый мотет;
  • церковная музыка (cantus eccleciasticus); богослужебное одноголосное пение, плавный распев (cantus planus).

Уникальна для Средневековья детализация современной автору звучащей парижской музыки, нестрого подразделяемой им на «простую» (simplex), «отечественную», или «местную» (civilis) и «просторечную» (т.е. на вульгарном наречии, vulgaris)[4]. В последнюю категорию автор включает шансон, эстампиду, рондó, загадочную «дукцию»[5] и некоторые другие жанры менестрельной музыки.

В обширной классификации музыкальных инструментов («естественным инструментом» Грокейо называет голос человека, «искусственным инструментом» — музыкальный инструмент в привычном нам смысле) автор трактата выделяет виелу как инструмент, обладающий широчайшими художественными и формальными возможностями[6].

Среди ценных музыкально-теоретических наблюдений — чёткая дифференциация интервалов на вертикальные и горизонтальные. Для этой цели переосмысливаются традиционные в теории термины «консонанс» и «конкорданс». Термин «консонанс» резервируется только для вертикальных благозвучий, «конкорданс» относится только к горизонтальным. Наконец, Грокейо утверждает, что многоголосная музыка не подчиняется законам ладовой организации церковной монодии (впрочем, альтернативы в виде учения о многоголосных ладах учёный не даёт). Эта констатация — чрезвычайная редкость для средневековой науки о музыке.

Рецепция

Несмотря на яркое своеобразие трактата, рецепция учения Иоанна де Грокейо в позднейшей истории музыки полностью отсутствует. В наши дни трактат Грокейо считается важнейшим источником для восстановления картины средневековой музыки, в том числе он используется для её реконструкций в практике аутентичного исполнительства.

Примечания

  1. Другой традиционный (в науке) заголовок «Искусство музыки» (Ars musicae) также неаутентичен.
  2. Например, музыкальный интервал понимается как материя музыки и одновременно как форма, определяемая числом; в вокальной музыке текст является материей, в которую «вводится» муз. форма, и т.д.
  3. Традиционное пифагорейское определение, в латинской науке впервые фиксируется у Кассиодора.
  4. Неправильный традиционный перевод — «народная».
  5. М.А. Сапонов понимает этот термин как латинизацию старофранцузской танцевальной песни — «каролы».
  6. «Настоящий мастер сыграет на виеле любую мелодию, любую шансон и введёт в неё любую музыкальную форму вообще».

Издания трактата и литература

  • Rohloff E. Die Quellenhandschriften zum Musiktraktat des Johannes de Grocheio. Leipzig, 1972 (издание текста в виде билингвы, с нем. переводом);
  • Stockmann D. Musica vulgaris bei Johannes de Grocheo (Grocheio) // Beiträge zur Musikwissenschaft, XXV (1983);
  • Fladt E. Die Musikauffassung des Johannes de Grocheo im Kontext der hochmittelalterlichen Aristoteles-Rezeption. München, 1987;
  • Лебедев С. Грокейо и Аристотель. Философские предпосылки трактата Иоанна де Грокейо «О музыке» // Старинная музыка в контексте современной культуры. Москва, 1989;
  • Saponov M. Ductia und Cantus insertus bei Johannes de Grocheio // Beiträge zur Musikwissenschaft, XXXII (1990);
  • Page Ch. Johannes de Grocheio on secular music: a corrected text and a new translation // PMM, II (1993), pp. 17–41.
  • Сапонов М. Менестрели. М., 1996;
  • Lebedev S. Zu einigen loci obscuri bei Johannes de Grocheio // Quellen und Studien zur Musiktheorie des Mittelalters, Bd.2, hrsg. v. M.Bernhard. München, 1997.

Ссылки