Голосов овраг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Голосов овраг
Расположение
Страны  Россия
Регион Москва
Бассейн реки Москва (река)

Го́лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника «Коломенское».

Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены камни, которым городская легенда приписывает древнее сакральное значение, хотя достоверные сведения о них не старше середины XX века[1], — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.

Происхождение названия

Начало Голосова оврага
Пруд в овраге

Название оврага может иметь антропонимическое происхождение, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос), фамилии Голосов, Власов[2]. Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено.

Гусь-камень и Девий (Девичий) камень

Гусь-камень
Девий камень

В овраге расположено несколько валунов-песчаников, один из которых, Девий[3], сохранил окаменевший рельеф морского дна[4].

Два особенно известных валуна причудливой формы — «Гусь-камень» и «Девичий камень» (с 1960—1970-х годов; с 1990-х годов также используются названия «мужской» и «женский», ранее также использовались названия: «Дикие камни» — в 1940-е годы, «Святые камни» — в 1950-е годы) — расположены на склоне оврага в 50 метрах один от другого и связаны тропинкой. Камни не обозначены на картах. Один из них, пузырчатой формы, имеет размер 2×2 метра, другой, с углублениями, 2×1,5 метра. Деревья около камней увешаны ленточками[1]. Этот обычай, по-видимому, возник в конце 1990-х годов.

В настоящее время широко распространились слухи о якобы древнем сакральном значение Гусь-камня и Девичего камня, однако в 2004 году группа студентов под руководством фольклориста А. Л. Топоркова изучила камни и пришла к выводу, что их почитание не имеет древних корней, а сложилось лишь в 1970-е годы[5].

По мнению М. Гривы, «[д]остоверные сведения о [камнях] восходят ко времени не ранее конца 1940-х — начала 1950-х годов». Наиболее вероятно, что почитание этих камней было привнесено извне — москвичами или другим пришлым населением — и лишь затем частично воспринято жителями близлежащего села Дьяково[1].

Почитание камней

Почитание природного объекта в современном мегаполисе уникально. Комплекс не является местночтимым: паломники прибывают со всей Москвы и даже из других городов. По наблюдения М. Гривы, почитающие делятся на три группы[1]:

  1. «Основная группа» приходит к камням со своими желаниями и проблемами: молодые люди хотят «удачно сдать экзамены и поступить в университет» или «выйти замуж за москвича», люди среднего возраста пытаются найти спутника жизни или зачать ребёнка, люди старшего возраста ищут излечения от болезней.
  2. Эзотерики считают, что место отличается «особой энергией» и ищут здесь энергетическое поле. Поклонники эзотерических идей зачастую приходят к камням группами.
  3. Неоязычники. Интерес неоязычников к камням связан с именем А. С. Чигрина, который, будучи студентом исторического факультета Московского педагогического института им. В. И. Ленина, с 1985 года также работал экскурсоводом музея-заповедника «Коломенское». В своей курсовой и дипломной работах, «Языческое святилище в Коломенском», Чигрин предложил гипотезу о том, что «священные камни… уходят своими корнями в далекое языческое прошлое» и широко излагал эту теорию во время экскурсий к камням, которые он проводил с 1989 года.

Городские легенды

Около 2007 года в прессе появились сюжеты, связанные с Голосовым оврагом и подаваемые как реальные факты со ссылкой на подтверждающие их архивные документы или как городские легенды.

С камнями в овраге связана современная легенда о Георгии Победоносце, который якобы бился именно на этом месте со змием (драконом); камни — это останки коня и дракона или одного из них. Наиболее распространён вариант, в котором нижний камень (Гусь-камень, «мужской») — остатки головы коня, а верхний («пупырчатый» Девий, «женский») — его внутренностей[1]. По материалам М. Гривы, легенда начала обретать популярность в 1980-е годы[1] и полностью закрепилась к концу 1990-х.

В художественной литературе

Несколько персонажей повести Константина Григорьева «Зелёный туман» попадают через Голосов овраг в будущее — и случайно, и намеренно[6].

Особо охраняемая природная территория

Постановлением правительства Москвы от 8 декабря 2009 года[7] Голосов овраг получил статус памятника природы, а прилегающая территория (площадью 18,9 га) — особо охраняемой природной территории.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Грива М. Новый культ камней в Коломенском // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. — М.: Новое издательство, 2006. — С. 371—383. — 400 с. — ISBN 5-98379-063-3.
  2. Голосов овраг // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0.
  3. Бобров А. А. Святые и целительные источники России. books.google.ru. Дата обращения: 31 июля 2022.
  4. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова "Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказат… (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 2 мая 2015 года.
  5. Топорков А. Л. Из современной мифологии: камни в Коломенском (недоступная ссылка). Архивировано 5 апреля 2016 года.. // Весенняя школа 2007. РГГУ.
  6. Константин Григорьев. Зелёный туман. Дата обращения: 19 января 2013. Архивировано 15 мая 2013 года.
  7. № 1340-ПП О создании особо охраняемых природныхных территорий. Дата обращения: 20 сентября 2021. Архивировано 20 сентября 2021 года.

Литература

  • Грива М. А. Культовые камни в Коломенском // Живая старина. 2007. № 1. С. 26—28.
  • Чигрин А. С. Камень, дающий жизнь // Московский журнал. 1991. № 5. С. 36—40.
  • Чигрин А. С. «Камни рождающие, камеи плодоносящие» // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4. С. 50—58.
  • Чигрин А. С. Ритуальная символика сил природы, выраженная в камнепочитании // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4. С. 59—71.

Ссылки