Глеб

Эта страница значений частично или полностью основана на тексте из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Глеб
Г(ъ)лѣбъ
Происхождение древнескандинавское
Отчество
  • Глебович
  • Глебовна
Производ. формы Глебка[1]
Иноязычные аналоги
Связанные статьи

Глеб (др.-рус. Г(ъ)лѣбъ) — древнерусское мужское имя скандинавского происхождения, после канонизации князя Глеба Владимировича вошло в православный именослов. От этого имени произошла фамилия Глебов.

Этимология

Происходит от древнескандинавского имени Guðleifr[2], что означало «наследник бога» (guð — «бог», leifr — «наследник»)[3].

По другой версии, это трансформация на русской, древнеславянской почве имени Улеб, Олаф.[4]

Именины

Именины в Русской православной церкви и Католической церкви[1][5]: 15 мая, 3 июля, 5 августа, 6 августа, 18 сентября.

Известные носители

Древнерусские князья

Клирики

  • Глеб (Лончина) (род. 1954) — грекокатолический епископ, епископ епархии Святого Семейства в Лондоне с 14 июня 2011 года.
  • Глеб (Покровский) (1881—1937) — архиепископ Свердловский и Ирбитский, деятель Русской православной церкви.
  • Глеб (Савин) (1945—1998) — епископ Русской православной церкви.
  • Глеб (Смирнов) (1913—1987) — архиерей Русской православной церкви, архиепископ Орловский и Брянский.

Княжеское имя

«Давид» («Давыд») было крестильным христианским именем святого князя Глеба — одного из первых русских святых («Глеб» было его языческим мирским именем). В системе именования Рюриковичей, когда на протяжении многих веков князья носили одновременно 2 таких имени — т. н. «именная пара», имя «Давыд» часто сопровождало «Глеб», поскольку наречение в честь святого было достаточно популярным, а называть ребёнка просто «Глебом» пока ещё было нельзя.

Однако исследователи антропонимики подчеркивают, что это правило не было железным — со временем «Глеб» стало полноценным крестильным христианским именем. Ф. Б. Успенский пишет.[6]: «Полифункциональный статус имен Роман и Давид, совмещавших в себе функции родового и христианского имени, и ещё более сложная ситуация с именем Борис, которое могло функционировать то как крестильное при княжеском (Святослав-Борис, Мстислав-Борис), то как самостоятельное династическое имя, также совмещавшее в себе функции родового и христианского, породили немалую путаницу в современной историографии. Так, установилась странная традиция автоматически приписывать князьям, фигурирующим в источниках исключительно под именем Роман или Давид, имена Борис и Глеб, соответственно. При этом утверждается, что у князя по имени Роман, например, было христианское имя Борис или Борис-РоманВ. Л. Янина] (…) Между тем, остается совершенно непонятным (и в соответствующих работах — никак не объясненным), каким образом у князя, всюду в источниках фигурирующего под христианским именем Роман, которое до его появления на свет уже использовалось в роду Рюриковичей в качестве крестильного, могло появиться ещё одно крестильное имя. Иными словами, никак не объясняется, каким образом у князя могло быть два крестильных имени, и каков был статус этого атнопонимического гибрида. По совершенно справедливому утверждению В. Л. Янина, „Борис и Глеб вместе могли быть патронами и Борисов, и Глебов, и Романов, и Давидов“[7]. Однако тождественность патрональных святых ещё не означает тождества имен (…) Как кажется, у нас нет никаких оснований утверждать, что каждый из Давыдов обязательно носил имя Глеб, а каждый из Романов имя Борис».

Фамилия

Глеб — белорусская фамилия.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Глеб Архивная копия от 8 мая 2022 на Wayback Machine // Петровский Н. А. Словарь русских личных имен: Более 3000 единиц. — М.: Русские словари, 2000. — «Грамота.ру», 2002.  (Дата обращения: 31 января 2018)
  2. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  3. Behind the Name: Meaning, Origin and History of the Name Gleb. Дата обращения: 28 февраля 2010. Архивировано 24 декабря 2009 года.
  4. Волков Владимир Геннадьевич ВСЕ ЛИ РЮРИКОВИЧИ ПРОИСХОДЯТ ОТ ОДНОГО ПРЕДКА? Архивная копия от 2 июня 2021 на Wayback Machine
  5. Католический календарь. Дата обращения: 31 января 2018. Архивировано 6 января 2018 года.
  6. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: Индрик, 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5.. С. 172
  7. Янин. Актовые печати Древней Руси X—XV вв. 1970. Т.1. С.92