Гипорхема

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Гипорхема (греч. ὑπόρχημα) представлял собой живой вид мимического танца, который сопровождал песни, использовавшиеся при поклонении Аполлону, особенно у дорийцев. Его исполняли мужчины и женщины[1]. Его можно сравнить с гераносом (γερανός), ритуальным «журавлиным танцем», связанным с Тесеем.

Хор певцов на празднествах Аполлона обычно танцевал вокруг алтаря и несколько других лиц назначались для сопровождения действия песни соответствующим мимическим исполнением. Гипорхема, таким образом, была лирическим танцем и часто переходила в игривый и комический жанр, откуда Афиней[2] сравнивает его с кордаксом комедии. Согласно предположению Мюллера, она, как и вся музыка и поэзия дорийцев, зародилась на Крите, но в ранний период была завезена на остров Делос, где, по-видимому, продолжала исполняться вплоть до времени Лукиана[3].

Подобным танцем был геранос (танец журавля), который, как говорят, исполнял Тесей по возвращении с Крита на Делосе и который был обычаем на этом острове ещё во времена Плутарха[4]. Вождя этого танца звали геранулкос[5]. Танец выполнялся ударами, различными поворотами и изгибами и, как говорили, был имитацией извилин критского лабиринта. Когда хор отдыхал, он образовывал полукруг с лидерами на двух флангах[6].

Стихи или песни, которые сопровождались гипорхемой, назывались гипорхематами. Первым поэтом, которому приписывают такие стихи, был Фалет с Крита: их характер, должно быть, соответствовал игривости танца, носившего то же название и сопровождавшего их. Фрагменты гипорхемат Пиндара подтверждают это предположение, ибо их ритмы особенно легки и имеют очень подражательный и изобразительный характер[7]. Эти характеристики должны были существовать в гораздо большей степени в гипорхематических песнях Фалета.

См. также

Примечания

  1. Athenaeus, Deipnosophistae xiv:30. p. 631.
  2. Athenaeus, xiv:30. p. 630, &c.
  3. Athen. i. p. 15 ; Lucian, de Saltat. 16; compare Muller, Dor. ii. 8. § 14.[необходимо уточнить]
  4. Plutarch, Life of Theseus 21.
  5. Hesychius of Miletus, entry on geranoulkos.[необходимо уточнить]
  6. Pollux, iv. 101.[необходимо уточнить]
  7. Bockh, de Meir. Find. p. 201, &c., and p. 270.[необходимо уточнить]

Использованная литература