Гаспарини, Франческо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франческо Гаспарини

Франческо Гаспарини (итал. Francesco Gasparini; 5 марта 1668, Камайоре близ Лукки — 22 марта 1727, Рим) — итальянский композитор эпохи барокко.

Жизнь и творчество

Ф.Гаспарини был вторым из пяти детей Николао Гаспарини и Элизабетты Бельфиоре. О его детстве и начальном музыкальном образовании мало известно. Предположительно, он обучался в Риме у Бернардо Паскуини и Арканджело Корелли. С 1682 года Ф.Гаспарини служит органистом в римской церкви Мадонна-дель-Монти. В 1684 году он приглашается как певец в Болонью, в Академию филармоника, а с 1685 года он работает там уже как композитор. Первая опера, написанная им, Olimpia vendicata, была поставлена в 1686 году в Ливорно. Всего Ф.Гаспарини является автором 61 оперы. Наиболее успешной считается его опера Ambleto (также Amleto) — первая музыкальная вариация на гамлетовскую тематику, базирующаяся, впрочем, не на шекспировской пьесе.

В 1701 году Ф.Гаспарини переезжает в Венецию, где занимает место капельмейстера в Оспедале-делла-Пьета. Здесь он к 1713 году поставил 24 своих музыкальных пьесы, в том числе в Театре Трон (Teatro Tron). В 1716 году Ф.Гаспарини возвращается в Рим, где работает по заказу маркиза Франческо Мария Русполи — как дирижёром, так и композитором. В 1718—1724 годы Гаспарини занимается почти исключительно оперным творчеством, его произведения ставятся во всех крупнейших музыкальных театрах Италии — в том числе в Риме и Турине. В конце жизни, в 1725—1727 годах Ф.Гаспарини служит капельмейстером при церкви Сан-Джовани-ин-Латерано в Риме.

Ф.Гаспарини был известен также как музыкальный педагог и теоретик. Среди его учеников следует отметить Доменико Скарлатти, Джованни Порта и Бенедетто Марчелло. В 1708 году он выпускает в Венеции теоретическую работу по басовой школе, переиздававшуюся вплоть до 1839 года.

Оперы

  • Olimpia vendicata (dramma per musica, 1686, Livorno)
  • Roderico (dramma per musica, libretto di G. B. Bottalino, 1686, Livorno)
  • Bellerofonte (dramma per musica, libretto di G. M. Conti, Roma, 1690)
  • Amor vince lo sdegno ovvero L’Olimpia placata (dramma per musica, libretto di Aurelio Aureli, 1692, Roma)
  • La costanza nell’Amor Divino (dramma sacro per musica, libretto di Pietro Ottoboni, 1695, Roma)
  • Totila in Roma (dramma per musica, libretto di Matteo Noris, 1696, Palermo)
  • Aiace (dramma per musica, libretto di Pietro d’Averara, 1697, Napoli)
  • Gerone tiranno di Siracusa (dramma per musica, libretto di Aurelio Aureli, 1700, Genova)
  • Tiberio imperatore d’Oriente (dramma per musica, libretto di G. D. Pallavicini, 1702, Venezia)
  • Gli imenei stabiliti dal caso (dramma per musica, libretto di Francesco Silvani, 1702, Venezia)
  • Il più fedel tra i vassalli (dramma per musica, libretto di Francesco Silvani, 1703, Venezia)
  • Il miglior d’ogni amore per il peggiore d’ogni odio (dramma per musica, libretto di Francesco Silvani, 1703, Venezia)
  • La fede tradita e vendicata (dramma per musica, libretto di Francesco Silvani, 1704, Venezia)
  • La maschera levata al vizio (dramma per musica, libretto di Francesco Silvani, 1704, Venezia)
  • La fredegonda (dramma per musica, libretto di Francesco Silvani, 1704, Venezia)
  • Il principato custodito alla frode (dramma per musica, libretto di Francesco Silvani, 1705, Venezia)
  • Alarico ovvero L’ingratitudine gastigata (dramma per musica, libretto di Francesco Silvani, in collaborazione con Tomaso Albinoni, 1705, Palermo)
  • Antioco (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno e Pietro Pariati, 1705, Venezia)
  • Ambleto (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno e Pietro Pariati, 1706, Venezia)
  • Statira (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno e Pietro Pariati, 1706, Venezia)
  • Taican re della Cina (tragedia, libretto di Urbano Rizzi, 1707, Venezia)
  • Anfitrione (tragicomedia con prologo, libretto di Apostolo Zeno e Pietro Pariati, 1707, Venezia)
  • L’amor generoso (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno, 1707, Venezia)
  • Flavio Anicio Olibrio (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno e Pietro Pariati, 1708, Venezia)
  • Engelberta (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno e Pietro Pariati, 1709, Venezia)
  • Alcide ovvero L’eroico amore (La violenza d’amore) (opera tragicomica, libretto di M. Gasparini, 1709, Bergamo)
  • La principessa fedele (dramma per musica, libretto di Agostino Piovene, 1709, Venezia)
  • L’oracolo del fato (componimento per musica da camera, libretto di Pietro Pariati, 1709, Vienna)
  • Sesostri, re d’Egitto (dramma per musica, libretto di Pietro Pariati, 1710, Venezia)
  • La ninfa Apollo (scherzo scenico pastorale, libretto di Francesco de Lemene, in collaborazione con Antonio Lotti, 1710, Venezia)
  • L’amor tirannico (dramma per musica, libretto di Domenico Lalli, 1710, Venezia)
  • Tamerlano (tragedia, libretto di Agostino Piovene, da Jacques Pradon, 1711, Venezia)
  • Costantino (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno e Pietro Pariati, 1711, Venezia)
  • Nerope (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno, 1712, Venezia)
  • Eraclio (dramma per musica, libretto di Pietro Antonio Bernadoni, in collaborazione con Carlo Francesco Pollarolo, 1712, Roma)
  • Il comando non inteso ed ubbidito (dramma per musica, libretto Francesco Silvani, 1713, Milano)
  • L’amore politico e generoso della regina Ermengarada (dramma per musica, in collaborazione con Giovanni Maria Capelli, 1713, Mantova)
  • Lucio Papirio (dramma per musica, libretto di Antonio Salvi, 1714, Roma)
  • Eumene (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno, 1714, Reggio Emilia)
  • Amor vince l’odio ovvero Timocrate (dramma per musica, libretto di Antonio Salvi, 1715, Firenze)
  • Il tartaro nella Cina (dramma per musica, libretto di Antonio Salvi, 1715, Reggio Emilia)
  • Ciro (dramma per musica, libretto di Matteo Noris, 1716, Roma)
  • Vincislao (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno, 1716, Roma)
  • Il gran Cid (dramma per musica, libretto di J. Alborghetti e N. Serino, 1717, Napoli)
  • Intermezzi in derisione della setta maomettana (dramma per musica, libretto di Girolamo Gigli, 1717, Roma)
  • Pirro (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno, 1717, Roma)
  • Il trace in catena (dramma per musica, libretto di Antonio Salvi, 1717, Roma)
  • Democrito (dramma per musica, 1718, Torino)
  • Nana francese e Armena (Mirena e Floro) (intermezzo, 1718, Dresda)
  • Astinatte (dramma per musica, libretto di Antonio Salvi, 1719, Roma)
  • Lucio Vero (dramma per musica, libretto di Apostolo Zeno, 1719, Roma)
  • Tigranes (dramma per musica, in collaborazione con Francesco Bartolomeo Conti, Giuseppe Maria Orlandini e Antonio Vivaldi, 1719, Amburgo)
  • Amore e maestà (dramma per musica, libretto di Antonio Salvi, 1720, Roma)
  • Faramondo (dramma per musica, da Apostolo Zeno, 1720, Roma)
  • La pace fra Seleuco e Tolomeo (dramma per musica, libretto di Adriano Morselli, revisionato di A. Trabucco, 1720, Milano)
  • L’avaro (intermezzo, libretto di Antonio Salvi, 1720, Firenze)
  • Nino (dramma per musica, libretto di Ippolito Zanelli, 1720, Reggio Emilia)
  • Dorinda (favola pastorale, libretto di Benedetto Marcello, 1723, Roma)
  • Silvia (dramma pastorale, libretto di Enrico Bissari, 1723, Foligno)
  • Gli equivoci d’amore e d’innocenza (dramma per musica, libretto di Antonio Salvi, 1723, Venezia)
  • Tigresa (favola pastorale con intermezzi, 1724, Roma)

Дополнения


Примечания

Ссылки