Гангрский собор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Правила Гангрского собора. Греческая рукопись, ноябрь 1600 года. Британская библиотека.

Га́нгрский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν Γάγγρᾳ τῶν Παφλαγόνων — «Собор в Гангре Пафлагонийской») — поместный собор христианской церкви, состоявшийся в середине IV века в городе Гангры в Пафлагонии (ныне Чанкыры, Турция). В отношении даты проведения собора высказываются различные мнения: около 340 года — епископ Никодим (Милаш), 343 год — архиепископ Петр (Л’Юилье) или между 362—370 годами — профессор А. С. Павлов.[1] Участие в работе собора приняло 13 епископов, председательствовал Евсевий Никомидийский. В соборе приняли участие следующие епископы: Евсевий, Элиан, Евгений, Олимпий, Вифиник, Григорий, Филит, Папп, Евлалий, Ипатий, Проэресий, Василий, Васс.

Причиной созыва собора послужило возникновение ереси Евстафия, епископа Севастийского и его последователей. Зонара и Вальсамон так комментируют причины созыва:

…взводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога. Поверив им как мужья, так и жены — одни изгоняли своих жен, а другия, оставляя своих мужей, хотели жить целомудренно; потом не вынося безбрачной жизни, впадали в прелюбодеяние. Последователи Евстафия учили и другому вопреки церковному преданию и обычаю, и присвояли себе церковныя плодоприношения, и жены у них одевались в мужские одежды и стригли волосы. Они заповедовали так же поститься и в воскресные дни, а посты установленные в церкви, отвергали и ели, гнушались мясом, и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали, как нечистыя, те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно, и иное многое заповедовали и учили.[2]

Собором были приняты 21 правило, вошедшие в Православной церкви в общий свод церковного права. Также собором было составлено послание, не вошедшее в свод церковного права, но объясняющее причины созыва собора. Все правила, принятые собором, заканчиваются (в церковнославянском переводе) словосочетанием «да будет под клятвою», то есть анафемой. Именно с Гангрского собора закрепилось традиционная каноническая форма анафематствования «если кто-либо… да будет анафема».[3]

Примечания

  1. Греческие источники церковного права // Владислав Цыпин. Церковное право. Дата обращения: 24 августа 2009. Архивировано 5 октября 2009 года.
  2. Поместный Собор-Гангрский. Дата обращения: 24 августа 2009. Архивировано 11 августа 2015 года.
  3. Анафема Архивная копия от 21 февраля 2009 на Wayback Machine // Православная энциклопедия

Ссылки