Гальюн

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гальюн на носу корабля «Ваза» (XVII век). Два сиденья расположены по обе стороны бушприта


Галью́н (нидерл. galjoen — «нос корабля») — первоначально свес на носу парусного судна для установки носового украшения судна[1].

Традиционно на этом же свесе (между княвдигетом и бортами корабля) устанавливали отхожие места для экипажа[2][3], поэтому в настоящее время «гальюном» называют туалеты на кораблях[4].

Различают гальюн морской и гальюн штормовой морской. Последний отличается наличием сетки и сиденья.

В военно-морском флоте СССР и РФ термином «гальюн» обозначают любое специально предназначенное для оправления естественных надобностей место, как на корабле, так и на суше (а в морской авиации — и бортовой туалет самолёта).

На кораблях гальюны промывают забортной водой, отходы, как правило, накапливаются в фекальном баке (танке), который опорожняют и промывают при нахождении корабля в открытом море (в портах сброс отходов запрещён). На современных кораблях отходы за борт не сливают.

На подводных лодках фекальные баки продувают сжатым воздухом.

Использование как туалета

Отхожее место парусного корабля XVIII века представляло собой сиденье с отверстием внизу и находилось на открытом участке палубы. Место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты[5]. Нередко моряков смывала в море накатившая волна, поэтому матросы не любили гальюны и, не желая лишний раз рисковать жизнью, некоторые моряки предпочитали сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма[5]. В российском морском уставе 1720 года было прописано, чтобы корабельный профос следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии[5]. Но даже риск быть наказанным не всегда мог заставить моряков избегать отхожего места на носу корабля[5].

Офицеры же матросскими гальюнами не пользовались. Гальюн у старших корабельных чинов был куда безопаснее, чем матросские гальюны[5]. Так, в кормовой части деревянного парусника выступали штульцы — это круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной штульце хранились навигационные приборы и морские карты, в другой была закрытая кабинка офицерского туалета[5].

Примечания

  1. Гальюн // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Гальюн // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. Станюкович К. М. Словарь морских терминов, встречающихся в рассказах.
  4. Финский капитан застрял в гальюне. И посадил на мель паром с пассажирами. Дата обращения: 20 августа 2011. Архивировано 12 сентября 2011 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Гальюн на деревянных кораблях парусного флота. https://nashahistory.ru/ Сетевое издание "Наша История" (4 октября 2016). Дата обращения: 23 августа 2021. Архивировано 23 августа 2021 года.

Ссылки