Харьковский подшипниковый завод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «ГПЗ-8»)
Харьковский подшипниковый завод ХАРП
Логотип HARP.jpg
Тип публичное акционерное общество
Год основания 1 ноября 1947
Расположение  СССР Украина: Харьков
Отрасль машиностроение
Продукция подшипники
Чистая прибыль 648,108 млн грн (2010 год)
Число работников около 3 тыс. (май 2014)[1]
Материнская компания индустриальная группа "УПЭК"
Награды Орден Трудового Красного Знамени
Сайт harp.ua

Харьковский подшипниковый завод (укр. Харківський підшипниковий завод) — промышленное предприятие в Харькове (Украина), один из крупнейших в СНГ производителей подшипниковой продукции (шариковых и цилиндрических роликовых подшипников) и единственное на Украине предприятие, выпускающее подшипники для железнодорожного транспорта.

Завод занимает территорию в 45,54 га.

История

1945—1991

Строительство подшипникового завода в Харькове (получившего наименование «8-й государственный подшипниковый завод») началось в конце 1944 года[2]. Завод стал первым предприятием подшипниковой промышленности, построенным на территории УССР.

После окончания Великой Отечественной войны, началось восстановление народного хозяйства страны и потребность в подшипниках, разных по своей конструкции, грузоподъемности, назначению резко возросла. К зиме[чего?] построили первый заводской корпус. Материалы и техника поступали с 1-го, 3-го и 4-го ГПЗ, которые в те годы уже обладали большим опытом организации производства и выпуска подшипников. Из Москвы, Куйбышева, Саратова прибыли специалисты токарного, шлифовального, инструментального дела.

1 сентября 1946 года коллектив завода освоил изготовление первых трёх типов подшипников 203, 307 и 408.

Пуск первой очереди завода состоялся досрочно, 1 ноября 1947 года[2][3]. К этому времени завод уже выпускал 14 типов подшипников и сдал государству 200 тыс. штук подшипников.

В 1950-1951 гг. произведено переоснащение завода. Конструкторы решили одну из основных задач — повышение качества продукции и производительности труда. Были созданы автомат для полирования колец, агрегаты для механической переработки стружки, транспортная система доставки подшипников со сборочных операций на упаковку, консервационные установки.

Для завода характерны высокие темпы развития и рост объёмов производства.

За семилетку (1959-1965) объем производства вырос более чем в два раза.

В 1964 году на заводе развернулась подготовка к созданию автоматических линий обработки колец вагонных подшипников и перевода кузнечного производства на новую техническую основу. В результате, завод стал головным предприятием СССР по выпуску вагонных подшипников[3].

20 августа 1966 года[4] за освоение выпуска новой продукции завод был удостоен ордена Трудового Красного знамени[2][5][6].

К 1967 году завод одним из первых среди предприятий Харькова успешно обеспечил внедрение в производственный процесс элементов производственной эстетики (было произведено озеленение свыше 50% заводской территории посадками туи, серебристой ели и устройством цветников, установлены фонтаны, в главном корпусе студентами-дипломниками Харьковского художественно-промышленного института было выложено настенное панно). В 1967 году завод производил 250 видов подшипников массой от 350 грамм до 45 кг для сельскохозяйственных машин, автомашин, подвижного состава железнодорожного транспорта и авиатехники[7]. В результате, в 1967 году завод был награждён Памятным Красным знаменем компартии Украины[3].

В ходе девятой пятилетки (1971—1975) была проведена реконструкция производственной базы завода — созданы комплексные механизированные цеха, введены в эксплуатацию 38 автоматических линий, на 130 операциях были введены прогрессивные технологические процессы. Проведённая модернизация позволила на 38 % увеличить производительность труда[5].

По состоянию на начало 1979 года завод выпускал 400 типоразмеров подшипников массой от нескольких граммов до 45 кг, которые поставлялись промышленности СССР и экспортировались в 40 стран мира[5].

В 1980-х завод становится головным в стране по поставкам вагонных подшипников. Их производство было организовано на 32 автоматических линиях токарной, шлифовальной и термической обработки. В это же время появляются новые промышленные корпуса.

По состоянию на 1985 год, на заводе действовали свыше 100 автоматизированных линий, производившие около 400 типоразмеров подшипников, применявшихся в сельскохозяйственном машиностроении, автомобильной промышленности, локомотиво- и вагоностроении, электротехнической промышленности[2].

После 1991

В 1994 году на базе предприятия создано открытое акционерное общество «Харьковский подшипниковый завод».

В мае 1995 года Кабинет министров Украины внёс завод в перечень предприятий, подлежащих приватизации в течение 1995 года[8].

В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[9].

В 1999 году Индустриальная группа УПЭК приобрела первый крупный пакет акций Харьковского подшипникового завода, в дальнейшем став основным акционером. Оппонентом в этой сделке была американская компания «СигмаБлейзер»[10]. С января 2000 года ХАРП входит в Индустриальную группу УПЭК.

С приходом нового инвестора за счет внедрения новых технологий и усовершенствования системы менеджмента был сделан качественный скачок в производстве и реализации продукции, а именно:
В 2000 году производство в АО "ХАРП" прошло наблюдательный аудит Международной сертифицирующей организации TUV CERT, подтвердившей соответствии производственной технологии предприятия стандарту ISO 9002[11], были освоены новые типы подшипников.

2001 год: создано ООО "УПЭК ТРЕЙДИНГ", дистрибьютор АО "ХАРП" с эксклюзивными правами продажи подшипниковой продукции; Организованы торговые представительства; создана, эффективно работающая дилерская сеть; восстановлены торговые отношения с "Ростсельмашем", Волжским автомобильным и Минским тракторным заводами; принят крупнейший в Харьковской области инвестиционный проект модернизации производства на АО "ХАРП".

2002 год: Расширена номенклатура подшипников и увеличение объемов производства продукции; Заключены новые договора на долгосрочную работу с АО "АвтоВАЗ", СП "АвтоЗАЗ-ДЭУ" и другими крупными промышленными предприятиями; Увеличен объем продаж; Разработан и внедрен новый фирменный стиль; Закончен первый этап технического перевооружения и модернизации производства Харьковского подшипникового завода в рамках инвестиционного проекта.

В 2003 г. завод увеличил объёмы производства на 23 % по сравнению с 2002 годом и произвел 22,293 млн подшипников[12].

К началу 2004 года завод освоил производство более 500 типов шариковых и роликовых подшипников диаметром от 30 до 320 мм[13].

В 2006 году завод увеличил чистый доход до 229,7 млн. гривен и завершил год с убытком в размере 13,6 млн. гривен[14].

В 2007 г. завод освоил производство горячештампованных и токарнообработанных полуфабрикатов и компонентов автомобильных, железнодорожных и индустриальных подшипников[15], увеличив чистый доход до 311,5 млн. гривен и завершил 2007 год с убытком в размере 4 млн. гривен[16].

В 2008–2010 гг. на ХАРП (также, как на других предприятиях группы УПЭК) была внедрена комплексная система автоматизации конструкторско-технологической подготовки и компьютерного сопровождения машиностроительного производства (КСА)[17].

В 2009 г. ХАРП сертифицировал и приступил к серийному производству новой разработки — сдвоенного подшипника качения закрытого типа (так называемой «цилиндрической кассеты» CRU-дуплекс), предназначенного для установки в корпусы букс грузовых вагонов с нагрузкой на ось 23,5 тонно-сил[18][19].

2010 год ОАО «Харьковский подшипниковый завод» закончил с чистым доходом 648,108 млн грн., что на 34,2 % выше показателя 2009 года. По итогам периода завод зафиксировал прибыль в сумме 13,94 млн грн. (в 2009 г. — 35,5 млн грн.).

С 2011 года — преобразование в Публичное акционерное общество «Харьковский подшипниковый завод».

В ходе реализации программы реконструкции производственной базы, в конце марта 2011 на заводе были установлены четыре новых токарных станка с числовым программным управлением производства фирмы "Goodwаy" (Тайвань)[20]. В октябре 2011 года завод приобрел и установил две дисковые пилы для получения заготовок колец шариковых подшипников производства немецкой фирмы "Behringer"[21]. Кроме того, в июне 2011 года завод заказал три термические печи для закалки колец железнодорожных подшипников производства польской фирмы "Seco/Warwick"[22] (первая из которых была получена летом 2012 года)[23].

Во втором полугодии 2014 года завод снизил объемы производства[24], в первом полугодии 2015 года сокращение объемов производства продолжилось[25].

В конце 2015 года на заводе было проведено обновление лабораторного оборудования, в эксплуатацию были введены новые приборы вихретокового контроля дефектов поверхностного слоя колец роликовых подшипников типа ПВК-КМ2[26].

В марте 2016 года завод освоил производство корпусных подшипниковых узлов и подшипников для импортной сельхозтехники c уплотнением повышенной герметичности "X-SHIELD"[27].

Руководство

Генеральный директор — Хмель Сергей Иванович.

Деятельность

Завод является лидером в СНГ по производству подшипников для предприятий сельскохозяйственного машиностроения, а также одним из ведущих поставщиков компаний транспортного машиностроения и железнодорожной отрасли. Продукция ХАРП применяется также в автомобильной, добывающей и электротехнической промышленности, в горно-металлургическом комплексе[28].

Завод выпускает более 500 типов подшипников наружным диаметром от 30 до 400 мм под торговой маркой HARP (ХАРП), HAPR-AGRO, HARP-AUTO.

На предприятии внедрена система менеджмента качества, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 (орган по сертификации — MOODY INTERNATIONAL, Великобритания). На ХАРП ведется подготовка к проведению сертификации по системе ISO/TS 16949:2002.

Разработку и совершенствование продуктов ХАРП на основе современных инженерных решений ведет Инженерный центр Украинское конструкторско-технологическое бюро подшипниковой промышленности (УКТБПП) совместно с Объединенным инженерным центром УПЭК. УКТБПП — ведущий на Украине центр разработки роликовых и шариковых подшипников для железнодорожного и автомобильного транспорта и других отраслей народного хозяйства. С 2008 г. УКТБПП — головная организация на Украине по стандартизации в подшипниковой промышленности: ведет разработку новых государственных стандартов и нормативной документации по подшипниковой продукции.

Литература и источники

  • Харків iндустріальний. Харків, "Прапор", 1972 - 128 стор.

Примечания

  1. Алексей Грищенко. На Харьковском подшипниковом заводе прокомментировали ситуацию с заказами // "Status Quo" (Харьков) от 14 мая 2014
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Харьковский восьмой подшипниковый завод им. В. И. Ленина // Украинская Советская Энциклопедия. том 12. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1985. стр.36
  3. 3,0 3,1 3,2 8-й подшипниковый // Харьков: краткая справочная книга. Харьков, "Прапор", 1976. стр.74-76
  4. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1967 (вып. 11). М., «Советская энциклопедия», 1967. стр.54
  5. 5,0 5,1 5,2 8-й государственный подшипниковый завод // Г. К. Андреева, В. В. Олейник. Знакомьтесь - Харьков. Харьков, "Прапор", 1979. стр.75-76
  6. В 2021 г. украинские декоммунизаторы снесли орден Трудового Красного Знамени, врученный заводу Президиумом Верховного Совета СССР в 1966 году, со стелы Харьковского подшипникового завода. Ответственность за этот акт вандализма взяла харьковская общественная организация «Свiтанок» (Рассвет). [1]
  7. Подшипниковый завод // Н. Т. Дьяченко, М. В. Уманский, В. В. Олейник. Харьков: путеводитель. 2-е изд., испр. и доп. Харьков, "Прапор", 1967. стр.62
  8. "5808853 Восьмий державний підшипниковий завод, м. Харків"
    Постанова Кабінету Міністрів України № 343б від 15 травня 1995 р. "Перелік об'єктів, що підлягають обов'язковій приватизації у 1995 році"
  9. Постанова Кабінету міністрів України № 911 від 21 серпня 1997 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави»
  10. Эксперт: "Подшипниковый король" (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 ноября 2011. Архивировано 21 апреля 2011 года.
  11. http://www.otpbank.com.ua/pdf/financials/harp_b.pdf
  12. Харьковский подшипниковый завод в 2003 г. увеличил объемы производства на 23%, реализации - на 19%. sq.com.ua (2004-19-02). Дата обращения: 4 декабря 2021.
  13. Подшипники Харьковского подшипникового завода с января 2004 г. отпускаются в индивидуальной полиэтиленовой упаковке. sq.com.ua (2004-31-01). Дата обращения: 4 декабря 2021.
  14. 2006 г. Харьковский подшипниковый завод закончил с убытком 13,6 млн. гривен. uaprom.info (2007-22-03). Дата обращения: 4 декабря 2021.
  15. Открытое акционерное общество "ХАРЬКОВСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД" (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 ноября 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  16. "Харверст" изготовил 4 шлифовальных автомата для Харьковского подшипникового завода // UAProm.INFO от 5 ноября 2008
  17. Комплексная система автоматизации (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 ноября 2011. Архивировано 13 декабря 2011 года.
  18. ХАРП предлагает новую разработку для ж/д транспорта (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 ноября 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  19. Подшипники CRU-дуплекс производства ХАРП прошли испытание российскими дорогами — железными (недоступная ссылка)
  20. Ольга Пересада. На Харьковском подшипниковом заводе установили тайваньские станки // "Status Quo" (Харьков) от 14 апреля 2011
  21. Ольга Пересада. Харьковский подшипниковый завод устанавливает немецкое оборудование для нарезки заготовок подшипников // "Status Quo" (Харьков) от 20 октября 2011
  22. Алексей Грищенко. Харьковский подшипниковый завод потратил пять миллионов евро на термические печи // "Status Quo" (Харьков) от 16 июня 2011
  23. Алексей Грищенко. Харьковский подшипниковый завод купил станок за пять миллионов евро // "Status Quo" (Харьков) от 18 июля 2012
  24. "В числе сокративших производство - ПАО "Завод "Южкабель", ПАО "Харьковский подшипниковый завод""
    Алексей Грищенко. Завод имени Малышева погасил часть долга по зарплате // "Status Quo" (Харьков) от 29 сентября 2014
  25. Алексей Грищенко. Харьковский подшипниковый завод уменьшил объемы производства // "Status Quo" (Харьков) от 25 мая 2015
  26. Алексей Грищенко. Харьковский подшипниковый завод купил новое оборудование // "Status Quo" (Харьков) от 27 января 2016
  27. Алексей Грищенко. ХАРП начал делать подшипники для импортной техники // "Status Quo" (Харьков) от 15 марта 2016
  28. Публичное акционерное общество "Харьковский подшипниковый завод" | Каталог предприятий Украины

Ссылки