Вышеславцев, Алексей Владимирович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алексей Владимирович Вышеславцев
А. И. Корзухин. Портрет А. В. Вышеславцева. 1880 г.А. И. Корзухин. Портрет А. В. Вышеславцева. 1880 г.
Дата рождения 23 мая (5 июня) 1831(1831-06-05)
Место рождения с.Караул, Кирсановский уезд, Тамбовская губерния
Дата смерти 22 апреля (4 мая) 1888(1888-05-04) (56 лет)
Место смерти Тамбов
Страна  Российская империя

Алексей Владимирович Вышеславцев (1831—1888) — русский врач, литератор, искусствовед и путешественник.

Биография

Отец — Владимир Сергеевич Вышеславцев; мать — Наталья Ивановна, урождённая Сабурова.

Первоначально учился в Тамбовской губернской гимназии[1]. Затем окончил Московский дворянский институт (1848)[2], и медицинский факультет Московского университета. По окончании, в 1854 году, курса в университете был назначен врачом в полтавский пехотный полк и находился с ним во время Крымской кампании на Малаховом кургане, результатом чего явился ряд статей в «Современнике» и «Русском вестнике»: «6-е июня в Севастополе», «30-е августа в Севастополе», «Сутки на Малаховом кургане», «Севастополь в последние месяцы осады» и др.

После крымской войны, служа судовым врачом на клипере «Пластун» и корвете «Новик», в 1857-1860 годах он совершил кругосветное путешествие. При возвращении к родным берегам, с борта корвета «Новик», на который Вышеславцев был переведён в Монтевидео, он наблюдал взрыв клипера «Пластун» и гибель товарищей.

Одним из пунктов путешествия оказался город японский город Эдо (в настоящее время — Токио), где эскадра Муравьёва провела месяц[3]. Вышеславцев в Японии интенсивно работал и привёз в Петербург около 100 рисунков с натуры и записки о впечатлениях «Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания в 1857, 1858, 1859 и 1860 годах», которые вышли (1862) в издательстве Морского министерства. По оценке М. Соловьёва, известного искусствоведа того времени, Алексей Вышеславцев «первым из русских обратил должное внимание на оригинальное и высокое искусство японцев… Вышеславцев первый привёз в Европу образцы японской живописи и альбомы…».[4]

В 1861 году вышел в отставку и уехал в Тамбов; подолгу жил в имении родителей в деревне Волхонщина. До 1863 года Вышеславцев служил мировым посредником в Тамбовском уездном земстве; затем управлял Черниговской и Одесской контрольными палатами, а также Варшавской (1870—1874). В 1876 году вышел в отставку.

Вышеславцев много занимался искусством, главным образом историей живописи; ездил в Италию, Грецию, Константинополь. Занимался коллекционированием; собрание гравюр и картин известных русских художников, а также авторские искусствоведческие работы были переданы «Нарышкинской Особой библиотеке» и послужили основой для создания тамбовского художественного фонда. На основе коллекции Вышеславцева при библиотеке был организован Художественный отдел, преобразованный после 1917 года в Художественный музей[5]. Он написал несколько книг по истории искусства, а также полную биографию Рафаэля, которая была издана только после смерти автора — в 1894 году.

Умер в имении родителей; похоронен в фамильной усыпальнице Вышеславцевых на кладбище Казанского Богородичного монастыря в Тамбове.

Художественно-историческая библиотека А. В. Вышеславцова была передана Тамбовской народной читальне (Систематический каталог. — СПб., 1895. — 25 с.). Вышеславцев оформлял интерьер домовой церкви Елизаветинского приюта для неизлечимых больных (рак, саркома); иконы были выполнены им «посредством выжигания». Тамбовский епископ Виталий отмечал: «Это — неземной характер храма, располагающий к возвышенным чувствам, отпечатлевается особенно выразительным образом на иконостасе и Царских Вратах, которыя, как нам известно, действительно были изображены накануне преждевременной кончины своего делателя, принимавшего деятельное участие в устройстве церкви приюта».

Библиография

  • Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания. — СПб., 1862. — 600 с. (2-е изд. — 1867)
  • Между храмов и развалин. — М. : Унив. тип. (М. Катков), 1880. — 77 с.
  • Джиотто и Джиоттисты. — СПб.; М.: т-во «М.О. Вольф», 1881 (Санкт-Петербург). — 305 с.
  • Искусство Италии. XV век. Флоренция. — СПб.; М.: т-во «М.О. Вольф», 1883 (Санкт-Петербург). — 419 с.
  • Умбрия и живописные школы северной Италии в XV столетии. — СПб.; М.: т-во «М.О. Вольф», 1885 (Санкт-Петербург). — 442 с.
  • Рафаэль. — СПб.: тип. В. Киршбаума, 1894. — 719 с.
  • Также: «Богоматерь с младенцем Донателло», «Заметки русского о современной Грузии», «Полная биография Рафаэля» (в «Русском вестнике») и др.

Примечания

  1. Тамбовская губернская мужская гимназия. Описание фонда 107 ГАТО. Дата обращения: 17 мая 2015. Архивировано 7 марта 2016 года.
  2. Открытие выставки «Неизвестный Вышеславцев: книги из коллекции Алексея Владимировича Вышеславцева в фонде научной библиотеки ТОГ» (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 мая 2015. Архивировано 2 сентября 2014 года.
  3. 25 июля — 24 августа 1858 года.
  4. Медик, писатель, художник, путешественник.
  5. Картины из коллекции А. В. Вышеславцева можно увидеть в экспозициях Тамбовской областной картинной галерее.

Источники

Рекомендуемая литература

  • Соловьев М. П. Алексей Владимирович Вышеславцев: Для близких людей. — СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1890. — 95 с.
  • Болотоа М., Сагитова Л. Алексей Владимирович Вышеславцев (1831—1888) // Тамбовские хроники: ист-краев. бюлл. — 1999. — № 8-9. — С. 27—29.

Ссылки