Вуазенон, Клод Анри де Фюзе де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Клод Анри де Фюзе де Вуазенон

Клод Анри де Фюзе де Вуазенон известный как аббат Вуазенон (фр. Claude-Henri de Fusée de Voisenon; 8 июля 1708 — 22 ноября 1775, там же) — французский аристократ, церковный деятель, драматург, прозаик, поэт и либреттист, член Французской академии (кресло № 13 с 1762 по 1775).

Биография

Сын графа. Родился в родовом замке в Вуазенон (Сена и Марна) близ Мелёна. С детства пристрастился к чтению. В 10-летнем возрасте обратился письмом в стихах к Вольтеру, с просьбой навестить его. После этого, они поддерживали постоянные дружеские отношения в течение пятидесяти лет.

Был секретарём своего родственника, епископа Булонского.

Клод Анри де Фюзе де Вуазенон. Работа худ. Кармонтеля

В 1728 году Вуазенон дебютировал как драматург, писал стихи, комедии, оперные либретто, был популярной фигурой в салонах, чему не мешал его сан аббата. Ему покровительствовали Первый министр Франции Мопу, маркиза де Помпадур и мадам Дю Барри, в честь которых он писал стихи, состоял в близких отношениях с актрисой Жюстин Фавар. Её муж драматург Шарль-Симон Фавар, закрывал глаза на эти отношения, готовый всегда получить у аббата дельный совет. Значительная доля успеха в операх Фаварта принадлежала ему. Был тесно связан с мадам Эмили дю Шатле, любовницей Вольтера, прозаиком Келюсом.

В 1762 году стал членом Французской академии (кресло № 13). Член литературного общества «Погребок».

Творчество

В истории литературы за Вуазеноном прочно сохранилось место автора эротических литературных сказок и новелл («Quelque saventures des bals des bois», 1745), коротких исторических записок и анекдотов об известных людях («Fragments historiques»), мастера короткой сатирической повести, в меру игривой, непристойной и полной намёков на события жизни эпохи («LesexercicesdedévotiondeM. Henri Rochavec Mmedeladuchessede Condor, parfeul’abbé de Voise non dejoyeusemémoireetdesonvivantmembrede l’Académiefrançaise; Tantmieuxpourelle; Histoiredela Félicité; Journéede l’amourou Heuresde Cythère»). Наибольшей (и скандальной) славой пользовались его повести «Султан Мизапуф и принцесса Гриземина» («Le Sultan Misapouf», 1746) и «Зюльми и Зельмаида» («Zulmiset Zelmaïde», 1745), эксплуатирующие модный в то время псевдовосточный сказочный сюжет и «История Блаженства», которая больше тяготеет к жанру философской повести.

Избранные произведения

Романы и сказки
  • 1745: Zulmis et Zelmaïde, conte licencieux
  • 1745: Turlubleu, histoire grecque tirée du manuscrit gris-de-lin, trouvé dans les cendres de Troye
  • 1746: Le Sultan Misapouf et la princesse Grisemine, novel, London, 2 vol. in-12
  • 1747: Les Fêtes roulantes et les Regrets des petites rues
  • 1751: Histoire de la Félicité
  • 1760: Tant mieux pour elle, conte plaisant
  • 1767: Romans et Contes, 2 т. — изд. 1775, 1798, 1818
  • 1885: Contes légers suivis des Anecdotes littéra
Драматургия
  • 1738: L'Heureuse Ressemblance, комедия в стихах в 1 акте
  • 1739: L'École du monde, комедия в стихах в 3 актах
  • 1739: Le Retour de l'ombre de Molière, комедия в стихах в 1 акте
  • 1744: Les Mariages assortis, комедия в стихах в 3 актах
  • 1746: La Coquette fixée, комедия в стихах в 3 актах
  • 1749: La Fausse Prévention, комедия в стихах в 3 актах
  • 1750: Le Réveil de Thalie, комедия
  • 1753: Titon et l'Aurore, героическая пастораль (музыка Жана-Жозефа де Мондонвиля)
  • 1756: Les Magots
  • 1757: La Petite Iphigénie
  • 1758: L'Amour et Psyché, героический балет
  • 1759: La parodie au Parnasse, 1-актная комедийная опера
  • 1762: La Jeune Grecque, комедия в стихах в 3 актах
  • 1763: Hilas et Zélie, пастораль
  • 1765: La Fée Urgèle ou Ce qui plaît aux dames
  • 1770: L'Amant déguisé, ou le Jardinier supposé, 1-актная комедийная опера (музыка Франсуа-Андре Филидора)
  • 1770: L'Amitié à l'épreuve, комедия в стихах в 2 актах (музыка Андре Гретри)
  • 1776: Fleur d'Épine, 2-актная комедийная опера (музыка Мари-Эмманюэль Байон)

Примечания

Ссылки