Вторая Иудейская война

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Вторая Иудейская война (ивр.מרד הגלויות или מרד התפוצות‏‎ — Меред ха-Галуйот или Меред ха-Тфуцот: «восстание в изгнании») 115—117 гг. н. э. — вторая из еврейско-римских войн. Восстание охватило восточные провинции Римской империи: Киренаику, Мармарику, Египет, Кипр, Палестину, Месопотамию[1]. Ещё одно название - Война Квиета, или Война Китоса происходит от имени римского полководца мавританского происхождения Лузия Квиета, который подавил еврейское восстание в Месопотамии.

Исторический фон

В Римской империи существовало множество больших еврейских общин, в том числе в Александрии, Киренаике и Кипре. Доминирующей культурой в восточной части Римской Империи был эллинистическая культура. В городах Ближнего Востока эллинисты и евреи жили бок о бок. Борьба между эллинистической и еврейской культурой, а также между эллинистическим и еврейским населением продолжалась так же ожесточённо, как и в Иудее. Летопись евреев Александрии и Антиохии перемежается борьбой между народами. Особенно хорошо известно восстание евреев Александрии во времена Калигулы в 38 г. н. э. Во время Первой Иудейской войны события распространились из Палестины на территорию Александрии, и римский ставленник, обращённый еврей Тиберий Юлий Александр, использовал свою армию против евреев, убив пятьдесят тысяч человек[источник?].

Хронология Второй Иудейской Войны

В 115 году римская армия, ведомая императором Траяном, вела войну с Парфянской империей. В это время среди евреев диаспоры началось восстание в Киренаике. В Кирене (Киренаика) повстанцы (возглавлявшиеся Лукуасом или Андреасом, который по сообщениям Евсевия Кесарийского называл себя царём) истребляли местное нееврейское население, разрушали языческие храмы, в том числе: Гекаты, Юпитера, Аполлона, Артемиды и Исиды, а также символику римского владычества, базилики и термы. Вскоре к восстанию присоединились еврейские общины в Египте и на Кипре

Дион Кассий, а также историк Эдвард Гиббон описывая действия еврейских мятежников, сообщает:

В Киренаике они вырезали 220 тысяч греков, на Кипре — 240 тысяч, и великое множество в Египте. Многие из этих несчастных жертв были распилены на части, в соответствии с прецедентом, пример в котором дал Давид. Победившие евреи пожирали плоть, лизали кровь и кишками их опоясывались как ремнями.

Еврейская энциклопедия так описывает резню в Киренаике:

После этого восстания Ливия обезлюдела до такой степени, что несколько лет спустя пришлось заново создавать там колонии (Евсевий Кесарийский, «Хроника» от армян, четырнадцатый год Адриана). Епископ Синезий, сам уроженец Киренаики начала V века, рассказывает об опустошениях, причиненных восставшими евреями.

«О царской власти», стр. 2[5].

Затем Лукуас направился к Александрии, вошёл в брошенный римскими войсками город и поджёг его. Языческие храмы и гробница Помпея были уничтожены[источник?].

Cохранился свиток папируса из Египта в котором описывается страх римлян перед восставшими[6].

Траян направил новые войска под командованием преторианского префекта Квинта Марка Турбона, а Египет и Киренаика были усмирены только осенью 117 года. Усмирён также был и Кипр, где евреи во главе с Артемионом в начале восстания овладели островом. Согласно еврейской энциклопедии,

«…под руководством некоего Артемиона, кипрские евреи участвовали в Великом восстании против римлян при Траяне (117), и они, как сообщается, убили 240 000 греков»

Richard Gottheil, Samuel Krauss. Cyprus (англ.). Jewish Encyclopedia. Дата обращения: 23 октября 2021. Архивировано 23 октября 2021 года.

После того, как римская армия подавила восстание на Кипре, евреям было запрещено жить на этом острове.

Новое восстание возникло в Месопотамии, в то время как Траян вёл свои войска против Парфянской Империи к Персидскому заливу. Траян покорил Нисибис, Эдессу и Селевкию на Тигре; в каждом из этих городов имелись древние и известные еврейские общины. Даже после окончания восстания ситуация для Траяна оставалась непростой, и он направил мавританского генерала Лузия Квиета для карательных акций против кипрских, месопотамских и сирийских евреев, назначив его наместником Иудеи.

Восстания евреев в Киренаике, на Кипре и в Египте в последние годы императора Траяна ещё не были полностью подавлены, когда Адриан взял на себя бразды правления в 117 году. Тяжесть войны был перенесена в Иудею, куда бежали еврейские руководители восстания[7]. Лузий, усмиривший евреев Месопотамии, принял командование над римской армией в Иудее и осадил Лидду, где повстанцы собрались под руководством Юлиана и Паппуса. Вскоре Лидда пала, и множество евреев было казнено, а «убиенные из Лидды» часто упоминаются в Талмуде[8]. Юлиан и Паппус были казнены[9].

См. также

Примечания

  1. См. карту Эрика Гренье (фр. Éric Grenier): Diaspora Revolts (map by Éric Grenier) on page 192 in:
    James J. Bloom Архивная копия от 13 октября 2016 на Wayback Machine. The Jewish Revolts Against Rome, A.D. 66-135: A Military Analysis Архивная копия от 22 декабря 2015 на Wayback Machine, 294 p.
    Revolts in Judaea and Diaspora (66-135 CE) Diaspora Revolts: Map Архивная копия от 3 июня 2010 на Wayback Machine
    Diaspora Revolts, 115—117: map Архивная копия от 3 января 2009 на Wayback Machine
  2. Дион Кассий, Эпитомия. LXVIII. C. 32. — P. 1145.  (англ.)
  3. http://www.ccel.org/ccel/gibbon/decline/files/volume1/chap16.htm#rebe The Decline and Fall of the Roman Empire], Edward Gibbon. ch.16, footnote 1.
  4. {{Cite web |url = http://www.gutenberg.org/files/10890/10890-h/10890-h.htm#a68_32 |title = Dion Cassius quotation at Project Gutenburg
  5. JewishEncyclopedia.com: Cyrene Архивная копия от 29 июня 2011 на Wayback Machine
  6. Cassius Dio Cocceianus, Lucius Cl(audius) (Cassius Dio). Brill’s New Pauly Supplements I - Volume 2 : Dictionary of Greek and Latin Authors and Texts 386—389. Дата обращения: 1 октября 2023.
  7. Abulfaraj, in Münter, «Der Jüdische Krieg» p. 18, Altona and Leipsic, 1821.
  8. Pes. 50a; B. B. 10b; Eccl. R. ix. 10.
  9. Ta’anit 18b; Yer. Ta’anit 66b.

Литература