Викжель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Викжель (ВИКЖЕЛЬ, Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза) — организация, созданная на 1-м Всероссийском учредительном съезде железнодорожников в 1917 году.[1]

Викжель был создан на 1-м Всероссийском учредительном съезде железнодорожников, состоявшемся в Москве с 15 июля по 25 августа (по новому стилю с 28 июля по 7 сентября) 1917 года. Вошел в историю как организация, которая в дни Октябрьской революции стала одним из центров противостояния новой власти.[1]

В состав Викжеля входило 14 эсеров (из них 9 левых), 6 меньшевиков, 3 большевика, 6 членов других партий и 11 беспартийных членов.

Революция 1917 года в России

Красный флаг

Общественные процессы
До февраля 1917 года:
Предпосылки революции

Февраль — октябрь 1917 года:
Демократизация армии
Земельный вопрос
После октября 1917 года:
Установление советской власти в России (1917—1918)
Бойкот правительства госслужащими
Продразвёрстка
Дипломатическая изоляция Советского правительства
Гражданская война в России
Распад Российской империи
Образование СССР
Военный коммунизм

Учреждения и организации
Вооружённые формирования
События
Февраль — октябрь 1917 года:

После октября 1917 года:

Персоналии
Родственные статьи

Викжель в октябре-ноябре 1917 года

Вскоре после победы октябрьского вооружённого восстания в Петрограде во главе с большевиками и левыми эсерами 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года наметились первые выступления против новой власти. 27 октября (9 ноября1917 Викжель, объявив себя нейтральной организацией, потребовал «прекращения гражданской войны и создания однородного социалистического правительства от большевиков до народных социалистов включительно». В качестве наиболее веских аргументов использовались отказ перевозить войска в Москву, где шли бои, и угроза организации всеобщей забастовки на транспорте.[1][2]

ЦК РСДРП(б) принял решение вступить в переговоры и откомандировал на них председателя ВЦИК Л.Б. Каменева и члена ЦК Г.Я. Сокольникова. Однако переговоры, длившиеся несколько дней, закончились ничем.

Позиция Викжеля в октябре-ноябре 1917 г. была неоднозначной. Так, когда появились слухи о движении войск с Юго-Западного фронта на Петроград с целью подавления большевиков, то Викжель пригрозил всеобщей железнодорожной забастовкой. При этом Викжель не препятствовал передвижению по железным дорогам большевистских частей.

Конец Викжеля

Разочаровавшись в возможности примирения правых и левых социалистов, 20 ноября (3 декабря1917 Викжель принял резолюцию, в которой признавал Советскую власть при том условии, что ему будут переданы функции управления железнодорожным хозяйством.[1]

Однако позиция, занятая Викжелем в октябрьские дни, вызвала недовольство многих рядовых членов профсоюза, и 12 (25) декабря 1917 в Петрограде открылся Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожных рабочих и мастеровых, созванный по инициативе профсоюзов железнодорожников петроградского и московского узлов. Среди 300 делегатов преобладали большевики, по их предложению съезд выразил недоверие Викжелю и на общежелезнодорожный съезд избрал 78 делегатов, стоявших на позиции поддержки Советского правительства.

Перед открытием Учредительного собрания в январе 1918 года некоторые радикалы из эсеровской партии готовили вооруженное антибольшевистское выступление. Их готовы были поддержать солдаты Лужского гарнизона. Но, как вспоминал Б. Соколов, председатель Военной комиссии эсеров, попыткам перевезти их в Петроград препятствовал Викжель:

Мы никак не могли сговориться с Викжелем, иначе — Центральным Органом Железнодорожников. Это учреждение было хуже, чем большевистское. Ибо, будь оно большевистское, было бы оно для нас определённым врагом, с которым можно и должно бороться. Викжелисты же на словах выражали симпатии демократии и интеллигенции, а на деле оказывали всякое противодействие малейшим попыткам использовать железнодорожный аппарат для борьбы с советской властью. При этом их лояльность ограничивалась лишь одной стороной. Большевики превосходно и беспрепятственно имели возможность использовать для своих нужд тот же железнодорожный аппарат.

С 5 (18) января 1918 по 30 января (12 февраля1918 в Петрограде проходил Чрезвычайный Всероссийский железнодорожный съезд. Викжель был упразднен, и функции его перешли к избранному на съезде Викжедору.[1]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 5. Вешин — Газли. 1971. 640 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  2. (Д-р ист. наук Агдас Бурганов) http://www.mubiu.ru/ogd/ISTORIA/15/Liter/1917.pdf (недоступная ссылка) с. 28

Ссылки

Литература

  • Augustine W.A. "Russia's Railwaymen, July-October 1917" // Slavic Review, Vol. 24, № 4 (Dec.,1965), pp. 666-679. JSTOR
  • Болтнева О. Ю. Викжель и формирование первой политической оппозиции советскому правительству, 1917 год: Дис. … канд.ист.наук / О. Ю. Болтнева. — М., 1996. — 200 с.
  • Метельков П. Ф. Железнодорожники в революции, февраль 1917-июнь 1918. — Л., 1970. — 358 с.
  • Rosenberg W.G. "The Democratization of Russia's Railroads in 1917" // American Historical Review vol. 86, № 5 (Dec. 1981), pp. 983-1008. JSTOR
  • Злоказов Г. И. Переговоры об «однородном социалистическом правительстве» после Октябрьской революции // Отечественная история. — 1996. — № 5.