Вадим Баян

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вадим Баян
Вадим Баян.jpg
Имя при рождении Владимир Иванович Сидоров
Псевдонимы Вадим Баян
Род деятельности поэт-футурист, писатель, драматург, художник.
Направление футуризм
Дебют 1908 год

Вадим Баян (настоящее имя Владимир Иванович Сидоров) (5 января 1880, село Нововасильевка, Бердянский уезд, Таврическая губерния, Российская империя29 марта 1966, Москва, СССР) — русский поэт-футурист, писатель и драматург.

Биография

Родился в 1880 году семье агронома в селе Нововасильевка Бердянского уезда Таврической губернии. Окончил реальное училище в Мелитополе, служил конторщиком, в 1906 году переехал в Симферополь, где работал корректором в типографии[1].

Известен прежде всего своими «космопоэмами» «Вселенная на плахе» (1919—1920) и «По мостовой тысячелетий» (1922), а также воспоминаниями «Маяковский в первой олимпиаде футуристов».

Дебютировал в симферопольской газете «Тавричанин» в 1908 году стихотворением «Два коня». В том же году в Мелитополе вышла его книга «Сжатая лента. Роман (в стихах). (1905—1908)». В 1910 году в Петербурге слушал лекции по философии и естественным наукам на высших курсах Лесгафта. Затем напечатал на собственные средства в издательстве М. О. Вольфа книгу «Лирический поток. Лирионетты и баркароллы» (1914)[1].

В 1914 году организовал и частично финансировал проведение поэтических вечеров в городах Крыма, получивших название «Олимпиады российского футуризма», в которых принимали участие Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Игорь Северянин и другие[1].

Оставшись в Крыму во время революций 1917 года и гражданской войны, создал литературное объединение, помогал молодым поэтам, в том числе Борису Поплавскому. В 1919 году издал книгу «Радио», куда вошли его космопоэма «Вселенная на плахе», заметка его сестры, поэтессы и критика Марии Калмыковой и портрет Баяна работы Маяковского. Свои альманахи «Из батареи сердца», «Срубленный поцелуй с губ вселенной» посылал Маяковскому с надписями: «Маяку мира Маяковскому — Баянище», «Великому — великий»[1].

С 1922 года жил в Москве, писал для художественной самодеятельности, сочинял для молодёжи образцы новых «советских обрядов» — вечеринок с играми и танцами, свадеб. Результатом этих трудов явилась книга «Кумачовые гулянки», дважды выходившая в издательстве «Молодая гвардия».

Вероятно, является прототипом писателя-приспособленца Олега Баяна из пьесы Маяковского «Клоп». Оскорблённый подобным использованием своего псевдонима, в 1929 году опубликовал в «Литературной газете» «Открытое письмо Маяковскому» и получил пренебрежительный ответ от последнего[1].

В 1930-е годы отошёл от поэзии, писал одноактные пьесы, политические скетчи, конферанс. Сохранились его неопубликованная драма в пяти действиях «Пушкин» и большой роман о людях советской провинции «Ольга Кораблёва».

Последние 15 лет жизни работал художником-оформителем.

Умер в Москве в 1966 году, похоронен на Ваганьковском кладбище (13 уч.)[2].

Выведен как персонаж в романе В. В. Бондаренко «Капитанская внучка» (2018), действие которого происходит в 1919 г. в Александровске.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. А—Г / Главный ред. П. А. Николаев. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — Т. 1. — С. 192. — 672 с. — 100 000 экз.
  2. Могила Вадима Баяна. Дата обращения: 28 июля 2013. Архивировано 6 марта 2016 года.

Ссылки

  • В. Баян. Маяковский в первой олимпиаде футуристов // «Арион», 1997, № 1
  • Обвалы сердца: Авангард в Крыму / сост., предисл. и коммент. С. Шаргородского. — Salamandra P.V.V., 2011. — 187 с.
  • Вадим Баян // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл. Гакова. — Мн.: ИКО «Галаксиас», 1995. — 694 с. — ISBN 985-6269-01-6.
  • Воловник С. В. Вадим Баян: свет и тени минувшего века // Мелитопольский краеведческий журнал, 2018, № 12, 32-37