Биг-бенд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Биг-бенд
Направление джаз
Истоки свинг
Время и место возникновения 1920-е, США
Годы расцвета начало 1930-х — конец 1940-х
Производные
джамп-блюз, филадельфийский соул, диско, традиционный поп

Биг-бенд[~ 1], биг-бэнд[~ 2] (англ. big band) — тип большого ансамбля джазовой или эстрадной музыки[1]. Первые биг-бенды появились в 1920-х годах в США как эстрадные танцевальные оркестры, приобрели особую значимость в эпоху свинга 1930-х годов. Основу репертуара биг-бенда составляют нотированные пьесы, с расписанными партиями. Главенствующая роль в биг-бенде отведена художественному руководителю (англ. bandleader), аранжировщику (в этой функции иногда выступает руководитель), инструментальным секциям, но не солистам-импровизаторам (как в небольшом джазовом ансамбле).

Биг-бенды часто обозначаются по имени их художественного руководителя. Из наиболее известных в США — это оркестры Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Бенни Гудмена, Гленна Миллера, Флетчера Хендерсона, Пола Уайтмена; в Великобритании — Джека Хилтона, в Бельгии — Стена Брендерса и т. д. В СССР и России к биг-бендам относят оркестры Валентина Парнаха, Александра Цфасмана, Якова Скоморовского, Александра Варламова, Эдди Рознера, Олега Лундстрема, Николая Минха, Юрия Саульского, Кима Назаретова, Иосифа Вайнштейна, Вадима Людвиковского, Анатолия Кролла, Константина Орбеляна, Игоря Петренко, Игоря Бутмана.

Джазовый биг-бенд

Оркестр Пола Уайтмена. 1921
Стандартный состав современного биг-бенда из 17 музыкантов-инструменталистов

В начале 20 века марширующие на парадах духовые оркестры постепенно освоили ритмы джаза и нередко в полном составе работали на танцплощадках. Ранний состав биг-бенда был разделён на четыре секции (группы инструментов): трубы, саксофоны, тромбоны и ритм-секция. Такая организация биг-бенда прошла эволюционный путь развития: в процессе совершенствования музыкальных и электронных технологий добавились электронные музыкальные инструменты (синтезатор, электропиано, вокодер), а также некоторые афроамериканские и латиноамериканские ударные инструменты (конги, тамбурины, маракасы и др).

Стандартный состав современного биг-бенда включает 17-20 музыкантов-инструменталистов:

Джазовый биг-бэнд Военной Академии США Вест Поинт, 2010 год

Каждая секция духовых состоит из 4 или 5 инструментов, входящих в группу. Например, у саксофонов: 1, 2 — альт-саксофон, 1, 2 — тенор-саксофон, 1 — баритон-саксофон; у труб — 1, 2, 3, 4, (5) — трубы (иногда заменяется на флюгельгорн); у тромбонов — 1, 2, 3, 4 — тромбоны или бас-тромбоны. При этом первые номера всегда являются ведущими. При исполнении тутти ведущей является первая труба.

Общее звучание биг-бенда имеет характерные для медных духовых инструментов тембральные особенности и во многом зависит от мастерства каждого из музыкантов-инструменталистов а также от аранжировщика. Среди всемирно признанных мастеров аранжировки музыки для биг-бэндов такие музыканты, как Бенни Гудмэн, Гленн Миллер, Дюк Эллингтон, Генри Мансини, Рей Коннифф, Берт Кемпферт, Джеймс Ласт, Поль Мориа, Фаусто Папетти, Билли Мэй, Нельсон Риддл, Квинси Джонс, Тошико Акийоши и Лев Табакин.

Биг Бэнд под руководством Тошико Акийоши на фестивале джаза в Монтерее, Калифорния, солист - саксофонист Лев Табакин, 1981 год.

Многие биг-бенды имеют в своём составе также солистов-вокалистов или целую вокальную группу (мужскую, женскую или смешанную), которая участвует в исполнении песен или вокализов, дополняя голосами звучание инструментов, а также сопровождает основную вокальную или инструментальную партию, исполняемую солистом. Например, в оркестре Рея Конниффа постоянная вокальная группа состояла из 4-6 вокалистов, которые гастролировали с оркестром в концертных турне. Для студийной работы в записи некоторых альбомов Рей Коннифф увеличивал вокальную группу до 16 вокалистов: 8 мужских голосов и 8 женских. В составе оркестра Томми Дорси (1938-1941 годов) была постоянная вокальная группа из 5 вокалистов: вокальный квартет The Pied Pipers и солист Фрэнк Синатра.

Мамбо-биг-бенд

Несколько отличается построение групп инструментов у музыкантов, играющих в стиле мамбо. Здесь, в отличие от джазменов, главный упор делается на ритм-группу, духовые инструменты играют подчинённую роль. Игра почти всегда сопровождается выступлением певцов, часто вокальной группой или солистом с группой сопровождения. Состав мамбо-биг-бенда:

  • ритм-секция
    • народные ударные (перкуссия) — конго, джембе, бонго
    • фортепиано, ударные, бас-гитара, иногда гитара
  • группа медных духовых — трубы, иногда тромбоны
  • группа деревянных духовых — саксофон: альт-саксофон, тенор-саксофон, баритон-саксофон, иногда флейты.

Все инструменты, за исключением фортепиано, гитар и ударных, повторяются неоднократно. Как правило музыка, исполняемая биг-бендом, сопровождает соло-импровизацию одного музыканта, поддерживаемую ритм-секцией. Коллективная импровизация встречается в исполнении биг-бендов крайне редко.

Комментарии

  1. Написание, рекомендуемое орфографическими и некоторыми другими словарями, а также Большой российской энциклопедией:
  2. Написание, соответствующее правилам англо-русской практической транскрипции. Используется в частности в следующих справочниках:

Примечания

Литература

  • (en) Russo, William. Composing for the Jazz Orchestra. — Chicago : University of Chicago Press.
  • (en) Simon, George T. The Big Bands. — N. Y. : The Macmillan Company, 1967.
  • Конен В. Дж. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века / Российский институт искусствознания. — М. : Музыка, 1994. — 160 с. — ISBN 5-7140-0407-8.
  • Медведев А., Медведева О.. Биг-бэнд // Советский джаз: проблемы, события, мастера. — М. : Советский композитор, 1987. — С. 578.
  • Саульский Ю. С. Аранжировка для биг-бэнда : методические заметки. — М. : Композитор, 2001. — 128 с. — ISBN 5-85285-209-0.

Ссылки