Бергонци, Карло (скрипичный мастер)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карло Бергонци
Carlo Bergonzi
Контрабас работы Карло Бергонци (1733)Контрабас работы Карло Бергонци (1733)
Дата рождения 21 декабря 1683(1683-12-21)
Место рождения Флаг Италии Кремона, Италия
Дата смерти 9 февраля 1747(1747-02-09) (63 года)
Место смерти Флаг Италии Кремона, Италия
Род деятельности скрипичный мастер
Дети Микеланджело, Зосимо

Ка́рло Берго́нци (итал. Carlo Bergonzi; 21 декабря 1683 — 9 февраля 1747) — итальянский скрипичный мастер из Кремоны, представитель кремонской школы; один из лучших учеников и последователей Антонио Страдивари[1].

На скрипках Карло Бергонци играли выдающиеся скрипачи своего времени, в том числе Никколо Паганини, Фриц Крейслер, Ицхак Перелман и др. В настоящее время сохранилось около 50 его инструментов[2][3], которые находятся как в частных коллекциях, так и принадлежат крупнейшим музеям и музыкальным фондам мира.

Биография

Карло Бергонци — основатель скрипичной семьи Бергонци, представитель кремонской школы скрипичных мастеров. Его родители жили по соседству с семьёй Страдивари. Став учеником Антонио Страдивари, Карло впоследствии получает всю ремонтную мастерскую своего учителя. Примерно с 1716 года начал создавать собственные инструменты, подписывая их[1]. Так как ремонт инструментов пользовался большим спросом, Бергонци не мог посвящать много времени производству своих инструментов; все его инструменты были основаны на инструментах Страдивари и Гварнери.

У Карла Бергонци было двое сыновей (Микеланджело[4] и Зосимо[5]) и двое внуков от младшего сына Зосима (Николо[6] и Карло II[7]). Двое сыновей и внуки стали продолжателями семейного дела Бергонци[8].

Инструменты Карло Бергонци

Несмотря на то, что Карло Бергонци брал за основу своих инструментов инструменты своего учителя Страдивари, его работы всё же отличаются от работ Страдивари. Это выражено, в первую очередь, в несколько расширенных нижних окружностях, расположении эфов, каёмки и характерного завитка[1]. Цвет лака, использованный мастером, варьировался от жёлтого до тёмно-красного[9]. Скрипки работы Бергонци отличаются исключительной ясностью, чистотой и углубленностью звука.

Точное количество изготовленных Карло Бергонци инструментов неизвестно; в настоящее время известно около 50 его работ[2], в числе которых, как минимум, 2 виолончели[10], 1 альт и 41 скрипка[3]. Некоторые исследователи утверждают, что Бергонци никогда не делал виолончели, и что большинство приписываемых ему виолончелей сделал Маттео Гоффриллер[1]. В частности, виолончель, которая принадлежала Пабло Казальсу, долгое время считалась работой Бергонци из-за указания на этикетке «Carlo Bergonzi . . . 1733». Впоследствии было установлено, что данную виолончель изготовил Гоффриллер, а в прошлом она была переделана из виолы да гамбы 1689 года[источник не указан 3599 дней].

Две виолончели, которые с большой долей вероятности сделаны Бергонци[10], находятся в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов в ВМОМК им. М. И. Глинки в Москве[2]; там же находится и одна из скрипок (1719)[11]. Ещё одна скрипка, размером 3/4, с большой долей вероятности выполненная Бергонци (возможно, под руководством Антонио Страдивари), также находится в Государственной коллекции[12]. Остальные инструменты находятся как в частных коллекциях, так и принадлежат крупнейшим музеям и фондам мира.

1 ноября 2005 года скрипка Карло Бергонци (1720), некогда принадлежавшая Никколо Паганини, была продана на аукционе Sotheby's за $1 005 360[2]. Инструмент купил российский бизнесмен Максим Викторов, председатель попечительского совета Фонда скрипичного искусства, в свою личную коллекцию, которая насчитывает более 15 антикварных инструментов[13][14]. Это не рекорд продажи антикварных скрипок в мире, однако впервые в истории стоимость скрипки Бергонци превысила 1 млн долларов.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Под ред. Б.В. Доброхотова. — 2-е изд.. — М.: Музыка, 1964. — С. 118. — 346 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Продажа со скрипом. Коммерсантъ. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. 3,0 3,1 Carlo Bergonzi. Instruments (англ.). Tarisio Auctions. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 2 июля 2014 года.
  4. Michele Angelo Bergonzi (англ.). Tarisio Auctions. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 2 июля 2014 года.
  5. Zosimo Bergonzi (англ.). Tarisio Auctions. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 2 июля 2014 года.
  6. Nicolo Bergonzi (англ.). Tarisio Auctions. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 2 июля 2014 года.
  7. Carlo Antonio Lorenzo Bergonzi (англ.). Tarisio Auctions. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 2 июля 2014 года.
  8. Swiss violin maker identifies rare Bergonzi violin (англ.). The Strad. Дата обращения: 19 июня 2014. (недоступная ссылка)
  9. Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Под ред. Б.В. Доброхотова. — 2-е изд.. — М.: Музыка, 1964. — С. 119. — 346 с.
  10. 10,0 10,1 Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Под ред. Б.В. Доброхотова. — 2-е изд.. — М.: Музыка, 1964. — С. 246-247. — 346 с.
  11. Скрипка. Мастер Карло Бергонци (недоступная ссылка). ВМОМК им. М.И. Глинки. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 5 марта 2016 года.
  12. Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Под ред. Б.В. Доброхотова. — 2-е изд.. — М.: Музыка, 1964. — С. 245-246. — 346 с.
  13. Малышка на миллион. Forbes. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 17 ноября 2017 года.
  14. Лот №313. Итоги. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 24 января 2018 года.

Литература

Ссылки