Бвити

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Бви́ти или буи́титрадиционная африканская религия, основанная на приёме священного растения ибога. Видения, вызываемые этим растением, являются центральным опытом для её последователей. Бвити распространена в Западной части Центральной Африки среди племён бабонго и митсого на территории Габона и народа фанг (Габон и часть Камеруна). В последние десятилетия бвити распространяется на соседние страны (Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Экваториальная Гвинея). Несмотря на энергичное противостояние католических миссий, в Габоне бвити очень популярна и наряду с исламом и христианством имеет статус официальной религии.

Бвити представляет собой совокупность анимизма, поклонения предкам и — в городах — элементов христианства. Центральное место занимает употребление коры корня психоактивного растения ибога (Tabernanthe iboga), с активным компонентом ибогаин. Собственно, дух Ибоги и есть главным лицом религии бвити: это пара мужчины и женщины-первопредков, носителей фундаментальной мудрости. Дух ибоги очень директивен: «показывая» человеку все его грехи и оплошности, он требует от него измениться.

Сейчас фактически есть две бвити: традиционная, «чистая» бвити, сохраняющаяся в глубине страны, и городская, обросшая христианскими элементами. Между ними есть различия: например, традиционная бвити предназначена только для мужчин, и женщинам принимать в ней участие нельзя (в этом случае для них предусмотрены специальные женские ритуалы нджембе), в то время как «адаптированный» вариант разрешает женщинам участвовать и даже вести церемонии.

История бвити

Первые упоминания о бвити относятся к XIX веку. Французский путешественник Pablo del Chaillu, один из первых исследователей Габона, сообщал о ритуалах в глубине страны.

Считается, что бвити была открыта пигмеями, которые затем поделились своими знаниями с соседними племенами апинджи[1] и митсого, которые начали проводить первые ритуалы бвити. Эшира и фанг её переняли; последние способствовали распространению культа среди местных племён. Бвити постепенно вытесняет бьери, традиционную религию фанг, основанную на другом, более слабом растении алан (Alchornea floribunda)[2].

Ранние формы бвити включали в себя человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм; позже вместо людей в жертву стали приносить цыплят. С приходом колонистов бвити, естественно, подвергалась гонениям со стороны католических миссий, считалась дьявольским культом и всячески преследовалась (это приобрело особенно широкий размах в 1920-х1940-х гг, когда с разрешения французского колониального правительства сжигались храмы, преследовали и убивали религиозных лидеров). После волны национального единения Габон в 1960 г. обрёл независимость, и позиции бвити сильно укрепились. Это произошло во многом благодаря поддержке Леона Мба, первого президента Габона, который сам был последователем бвити.

Сегодня бвити является одной из трёх официальных религий Габона; она помогает сохранить фундаментальные для новой республики национальные ценности, поэтому это движение довольно популярно среди правящей верхушки. В правительстве, полиции и армии практически все инициированы и регулярно покидают город, чтобы принять участие в ночных церемониях в соседних деревнях.

Легенды о возникновении бвити

Существует несколько легенд о возникновении бвити.

Рассказывают[3], будто охотник однажды увидел дикобраза, обгрызавшего корень дерева. Охотник метнул копье и проткнул дикобраза, а вместе с ним и дерево; вытащив копье и начав есть, охотник заметил, что мясо дикобраза очень горькое, что было совсем необычным. Через некоторое время у него начались видения, и позже он понял, что причиной им был тот корень, который грыз дикобраз. Так первые люди познакомились с Ибогой.

По другой легенде, пигмей Битаму как-то собирал на дереве плоды. Его увидел Зейм йе Мебеге, последний из созидающих богов, и сделал так, что пигмей упал с дерева. Битаму погиб, и Зейм перенёс его дух к себе, а мизинцы и маленькие пальцы тела пигмея срезал и посадил в разных частях леса. На их месте выросли кусты ибоги. Услышав о смерти мужа, его жена Бандзиоку отправилась на поиски тела, и после долгих поисков нашла в лесу небольшую пещеру, где лежали кости её мужа, сложенные кучкой. Она услышала голос, очень похожий на голос её мужа, который спрашивал, кто она такая и с кем хотела бы поговорить. Голос посоветовал ей взглянуть налево от пещеры. И женщина увидела куст ибоги. Голос повелел ей есть кору корней растения, и когда Бандзиоку повиновалась, она почувствовала усталость и легла отдохнуть. Когда голос повелел ей обернуться, женщина увидела вместо костей живого Битаму и других умерших родственников. Они заговорили с ней и дали её новой имя Дисумба. Они ей сказали, что она нашла растение, которое позволяет видеть мёртвых и спрашивать у них совета.

Структура бвити

Основным ритуалом бвити является посвящение (инициация). Корень используется также при церемониях исцеления и изгнания злых духов, но количество принимаемой ибоги здесь меньше.

Инициация

Инициация — центральный обряд в религии бвити. Он длится несколько дней и имеет свою структуру. Посвящение молодых габонцев, которые впервые принимают ибогу, проходит в «хижине взрослых». Кроме них, заходить в эту хижину право имеют только посвящённые. До обряда посвящения человек не может считаться взрослым, способным противостоять трудностям жизни человеком. После ритуала посвященный становятся баанзи - «тем, кто увидел другое». Руководит церемонией шаман, так называемый н'ганга, который может быть как женщиной, так и мужчиной. Во время ритуала традиционно жгут факелы из корня ибоги; очень важны музыканты, играющие по бокам на барабанах и нгомби. В центре — н'ганга. Все участники одеты, как правило, в красную, чёрную и белую одежду, нередко с бусами или ракушками.

К инициации допускаются не все; считается, что если человек — колдун, то ибога может его просто убить.


Ибога

Ибога

В бвити используется кора корня ибогаинового куста, растения в человеческий рост с плотными листьями и безвкусными оранжевыми плодами. Эффект наступает не сразу, но длится до нескольких суток, поэтому церемония приёма ибоги, начинаясь ночью, может продолжаться ещё несколько дней. В малых дозах ибогаин оказывает стимулирующее действие, в больших — вызывает видения и прозрения, являющиеся целью практикующих бвити. Передозировка может привести к смерти участника. Среди побочных эффектов — атаксия и рвота. Принимают ибогу обычно в виде кусочков коры, отвара или тонкой стружки. Ибогаин представляет несомненный интерес для медицины благодаря своей способности избавлять человека от опиатной и алкогольной зависимости без симптомов ломки всего за один-два приёма.

Примечания

  1. Gapinzi в иноязычных Википедиях, Apinji на MindVox Архивная копия от 5 декабря 2011 на Wayback Machine
  2. MindVox (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 июля 2019. Архивировано 5 декабря 2011 года.
  3. «Les hommes du Bois Sacré» — фильм о бвити

Ссылки

Ресурсы