Басов, Михаил Яковлевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Яковлевич Басов
Место рождения с. Логиново, Тверская губерния, Российская империя
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Научная сфера психология
Место работы Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена
Альма-матер Санкт-Петербургский психоневрологический институт
Учёное звание профессор
Научный руководитель А. Ф. Лазурский
Ученики В. С. Мерлин
Д. Б. Эльконин
Могила М. Я. Басова на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Михаи́л Я́ковлевич Ба́сов (3 [15] ноября 1892, с. Логиново Тверской губернии — 6 октября 1931, Ленинград) — русский советский психолог, один из основателей отечественной психологии, педологии, педагогической психологии, психологии личности, автор и первый в советской психологии разработчик разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в разных видах активной (творческой) деятельности и общения (в игровой, учебной, трудовой, научно-теоретической и др.)[1], которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным, Е. А. Климовым, А. Н. Леонтьевым и др. Ученик А. Ф. Лазурского.

Биография

Родился (3 ноября (15 ноября) 1892 в селе Логиново Тверской губернии.[2] С 1909 по 1915 прошёл обучение в основанном в 1908 г.[2] В. М. Бехтеревым Санкт-Петербургском Психоневрологическом институте. В институте Басов слушал лекции В. М. Бехтерева, В. А. Вагнера, Н.Лосского, С.Франка. Позднее работал в Психологической Лаборатории Института под началом и научным руководством А. Ф. Лазурского. Ранние, студенческие экспериментальные работы (1913—1914) Басова «О психическом темпе», выполненные в рамках программы исследований нервно-психической деятельности В. М. Бехтерева и динамики психической активности А. Ф. Лазурского, были опубликованы в «Вестнике психологии»[3][4]. На II Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (1914) Басов выступил вместо заболевшего А. Ф. Лазурского и по его рекомендации съезду со своим докладом «О психическом темпе».[4]

Во время Первой мировой войны Басов на протяжении двух лет служил в регулярной армии рядовым пехоты.

Профессор педологии и психологии в Государственном институте научной педагогики (ГИНП) (1924—1931) и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена (1925—1931).

Скончался 6 октября 1931 года в Ленинграде. Похоронен на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры.

Научный вклад

Специалист по педагогической психологии и один из основателей советской педологии, включавшей в себя «общую психологию» и многие другие становящиеся самостоятельными отрасли психологической и психоневрологической наук.

Создатель методики психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. Разработчик экспериментального изучения психических функций и целостной личности. Теоретически обосновал как одну из фундаментальных, центральных категорий генетических психологических наук термины развитие, «деятельность», по стопам А. Ф. Лазурского углубил категории и понятия «личность», «активность субъекта деятельности и общения» и другие, которые рассматривал как особые типы и структурированные формы. В частности, условные рефлексы видел лишь как часть объяснительных принципов многомерной душевной деятельности и сознания развивающегося человека.

Оппонировал сторонникам рефлексологии (Владимира Бехтерева, Ивана Сеченова и др.). Учитель Вольфа Соломоновича Мерлина.

Семья

Примечания

  1. См. М. Я. Басов "Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. В кн. М. Я. Басов «Общие основы педологии» Изд.3-е, Отв. ред. Е. В. Левченко. Спб, Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция». Там. же. С.5 −37.
  2. 2,0 2,1 Левченко Е.В. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии : журнал. — М., 2008. — Т. 3, вып. 4. — С. 21-45. — ISSN 1819-2653.
  3. Басов М. Я., Надольская М. К. К вопросу об индивидуальных особенностях двигательно-волевых процессов «Вестник психологии», 1913.
  4. 4,0 4,1 Басов М. Я. О психическом темпе// Вестник психологии.1914.

Литература

Список произведений

  • Воля как предмет функциональной психологии (1923)
    • Воля как предмет функциональной психологии. — М.: Алетейя, 2007. — 544 с. — ISBN 978-5-903354-66-5.
  • Опыт объективного изучения детства. — Л.: 1924.
  • Личность и профессия: К научному обоснованию выбора профессии. — М.Л.: ГИЗ, 1926. — 68 с. — (Библиотека трудоведения). — 3,000 экз.
  • Общие основы педологии.— М.-Л.: ГИЗ, 1928. — 774 с.
    • Общие основы педологии. Второе переработанное и дополненное издание./ М. Я. Басов. М.;Л.: ГИЗ, 1931.-802 с.
    • Общие основы педологии. — М.: Алетейя, 2007. — 776 с. — ISBN 978-5-903354-65-8.
  • Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1975. — 432 с.
  • Методика психологических наблюдений над детьми:1923.

Библиография

Ссылки