Атомные глубоководные станции проекта 18510

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Атомные глубоководные станции проекта 18510
Основные характеристики
Разработчик проекта СПМБМ «Малахит»
Кодификация НАТО «X-Ray» / «Nelma» / «Paltus»
Скорость (надводная) 20 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Предельная глубина погружения До 1000 метров
Размеры
Водоизмещение надводное 529 т / 730 т (проект 1851.1)[1]
Водоизмещение подводное 1000 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
44 м / 55 м (проект 1851.1) [1]
Ширина корпуса наиб. 5.3 м[1]
Средняя осадка
(по КВЛ)
?
Силовая установка
однореакторная атомная

Автономные глубоководные станции проекта 18510 (по классификации НАТО — X-Ray / Nelma — сlass) — российские обитаемые подводные аппараты. Являются специальными атомными подводными лодками / глубоководными техническими средствами. Относятся к Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны Российской Федерации.

Назначение

Предположительно, комплекс создавался для проведения разведывательных операций, постановки помех на маршрутах боевого патрулирования атомоходов ВМФ РФ, решения научно-технических задач, спасения людей в экстремальных ситуациях, операций по подъёму различного оборудования с затонувшей в море военной техники вероятного противника и для проведения прочих специальных операций[2].

По другим данным, комплекс предназначен для сбора со дна обломков кораблей, самолетов и спутников, затопленных в океане и проведения подводной разведки на глубинах до 1 км[3].

История

По постановлению №-722-271 ЦК КПСС и СМ СССР от 25 сентября 1965 года предусматривалось начало эскизных работ по проектированию автономной глубоководной научно-исследовательской станции в ЦКБ-18. Главными в группе разработчиков стали Корсуков Е. С., и его заместитель Бавилин С. М.[4] Работы по эскизному проекту были завершены к 1970 году, а сам проект представлен в Минсудпром и командованию ВМФ СССР.

Разработку технического проекта атомных глубоководных станций специального назначения в 1972 году по Постановлению Совета министров СССР передали в ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР. Главным конструктором нового комплекса назначен Бавилин С. М., в конструкторскую группу также вошли Терешкин В. М., Дубницкий Д. Н., Уваров В. А., Дешкин Е. А., а главным конструктором энергетической установки стал Романов Б. Л. Конструкторской группой были разработаны и подготовлены два эскизных проекта — автономной глубоководной станции (АГС) /проект 1910 «Кашалот»/ и комплекса состоящего из носителя и носимого аппарата /проект 1851 «Нельма»/[4][5].

Для отработки конструкторских решений и в качестве опытового судна была выделена от ВМФ ПЛАРК К-170 проекта 675 из состава 11-й дивизии 1-й флотилии КСФ ВМФ СССР. К 1973 году были завершены черновые технические проекты, и в январе 1973 года К-170 поставлена на СРЗ «Звездочка» в Северодвинск для доработок. Работы выполнялись совместно с ЛПМБ «Рубин». Лодка получила новый тактический номер — БС-86, затем К-86, позже КС-86. В 1974 году СПМБ Машиностроения и ЦКБ «Волна» прошли слияние, новое объединение получило название СПМБМ «Малахит». В ходе работ, по предложению Бавилина С. М., был изменён техпроект в части энергетической установки АГС[5].

В соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций в октябре 1976 года был сформирован отряд гидронавтов. В отряд отбирались люди, служившие на подводных лодках не менее 5 лет и являющиеся членами КПСС. Требования по медицинской части были аналогичными для космонавтов. Первым офицером отряда стал Чеботаев П. А., он и занялся дальнейшим формированием отряда на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на проспекте Римского-Корсакова в Ленинграде[6].

В некоторых источниках указывается, что дальнейшей разработкой проекта и детальной доработкой АПЛ проекта 675 до типа «судно-носитель АГС» (проект 675Н / 06754) поручили нижегородскому ЦКБ «Лазурит», руководитель проекта — Герой России Кваша Н. И. Отчасти, это может быть правдой, так как СПМБМ «Малахит» занимался проектом 1910 «Кашалот». Но эта информация в официальных открытых источниках не подтверждена.

В начале 1980 года на Дважды ордена Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени Ленинградском адмиралтейском объединении[7] (сейчас «Адмиралтейские верфи»), началась подготовка к постройке первой АГС. АС-23 заложена 25 сентября 1981 года (заводской номер 01429). Спуск на воду состоялся 30 октября[8] 1983 года[9]. Ответственный сдатчик — Сусленников М. Е., представители от ВМФ СССР — Семёнов В. С. и Попильнух Г. А. В 1984 году, в ходе проведения испытаний, впервые западными службами был замечен АГС. В 1986 году впервые была осуществлена подводная стыковка. Комплекс АГС—носитель зачислен в состав 29-й бригады подводных лодок Краснознамённого Северного флота СССР (в/ч 13090) с базированием на Оленью Губу (Снежногорск-1) 30 декабря 1986 года. Командир АГС — Терехов Ю. А. Информация о дальнейшей службе АС-23 является закрытой и в открытых источниках не публиковалась. АС-23 — КС-86 является единственным комплексом построенным по проекту 18510 «Нельма». В 1991 году взамен КС-86 пришло другое судно-носитель КС-411 (проект 09774). 24 июня 1991 года КС-86 исключено из боевого состава ВМФ и поставлено на отстой в губе Оленья до 2000-х годов, затем разобрано на металл. Предположительно с 2009 года комплекс АС-23 — КС-411 находится в Северодвинске на СРЗ «Звездочка».

Конструкция

АС-23 имеет полное водоизмещение около 1000 тонн и оснащен одним реактором мощностью 10 МВт. Корпус выполнен из титанового сплава. При проектировании, рубка не была предусмотрена, но из-за того, что люк шлюзового отсека заливался водой даже при незначительном волнении моря, позже она была смонтирована в ходе очередного ремонта. АГС вооружения не имеет. Для проведения глубоководных водолазных работ оснащён барокамерой.

Модернизация

По итогам опытной эксплуатации АГС АС-23 был предложен ряд доработок для внесения в проект серийного строительства, после реализации проект получил новое обозначение 18511 (1851.1), шифр «Палтус». По классификации НАТО Paltus — сlass По данному проекту построены два АГС — АС-21 и АС-35.

4 декабря 2012 года появилась информация, что на судостроительном заводе «Звёздочка» в Северодвинске ведутся работы по строительству модернизированной АГС на основе корпуса заложенного в 1990-х годах на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге с адаптацией к новому поколению лодок-носителей типа БС-64 «Подмосковье»[10]. Но существует мнение, что на самом деле модернизацию в ходе капитального ремонта проходит АС-23[11], а 4-го корпуса нет.

АС-21

Заложена 26 декабря 1984 года. Достраивалась по проекту 18511. Спущена на воду 29 апреля 1991 года. Принята 28 декабря 1991 года в состав 29-й БрПЛ КСФ (в/ч 13090) с базированием на губу Оленью (Снежногорск-1). Ответственный сдатчик — Сусленников М. Е., представитель от ВМФ — Михайлов А. И., председатель гос.комиссии — Холод В. В. Первый командир АГС — Грицко М. В.

АС-35

Заложена 20 декабря 1989 года по проекту 18511. Спущена на воду 29 сентября 1994 года. Принята 12 ноября 1995 года в состав 29-й БрПЛ КСФ (в/ч 13090) с базированием на губу Оленью (Снежногорск-1). Ответственный сдатчик — Сусленников М. Е., представитель от ВМФ — Мухин В. М., председатель гос.комиссии — Хмыров В. Л. Первый командир АГС — капитан 1-го ранга Щербаков Ю. А. 22 июля 1996 года успешно завершён последний этап Государственных глубоководных испытаний АС-35. 24 июля 2012 года между НИПТБ «Онега» и ЦС «Звездочка» подписан договор № 92-44/12 по которому предусматривается разработка конструкторско-технологической документации проведения работ на АГС АС-35 непосредственно в транспортном доке ТПД-70. 5 декабря был подписан ещё один договор № 92-20/12 на разработку проекта среднего ремонта заказа зав. № 431 в условиях ОАО «ЦС» Звездочка"[5].

Дальнейшее развитие

Дальнейшим развитием проектов атомных глубоководных станций 1851 «Палтус» и 1910 «Кашалот» стал проект 10831 «Калитка»[2].

Представители

Всего по проектам 1851 и 18511 было построено три АГС, которые входят в состав 29-й ОБрПЛ Северного флота[12]. Информация и их история службы засекречена[2].

Зав.№ Тактический номер Модификация Заложена Сдана Судно-носитель Статус
01429 АС-23 1851 25.09.1981 30.12.1986 КС-86, с 1991 года КС-411,
в будущем БС-64
нет оф. данных
01430 АС-21 1851.1 26.12.1984 28.12.1991 КС-411 В составе флота
01431 АС-35 1851.1 20.12.1989 12.10.1995 БС-136 (пр.09786) В составе флота

Интересные факты

  • Служащие на судах-носителях подчиняются командованию ВМФ РФ, а служащие на АГС — подчиняются напрямую министру обороны Российской Федерации.
  • Служащие АГС имеют статус гидронавтов.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 из разных источников
  2. 2,0 2,1 2,2 Владимир Иванов. ГРУ контролирует морские глубины. nvo.ng.ru (10 марта 2008). Дата обращения: 10 марта 2013. Архивировано 24 апреля 2013 года.
  3. Подводная разведка России возьмет вынужденную двухлетнюю паузу из-за выработки ресурса базовой станции. Дата обращения: 21 марта 2016. Архивировано 4 декабря 2016 года.
  4. 4,0 4,1 АГС проект 1851 («Нельма») (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2016. Архивировано 22 декабря 2016 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 пр.1851 / 18510 / 18511 — X-RAY / PALTUS. Дата обращения: 17 марта 2013. Архивировано 22 марта 2013 года.
  6. пр.1910 — UNIFORM. Дата обращения: 21 марта 2016. Архивировано 21 декабря 2016 года.
  7. в некоторых источниках указывается как Ленинградский завод «Судомех»
  8. сентября — в разных источниках
  9. АС-23. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 21 декабря 2017 года.
  10. Центр судостроения «Звёздочка» возобновил строительство новейшей глубоководной мини-субмарины. Дата обращения: 21 марта 2016. Архивировано 20 марта 2017 года.
  11. проект возможно называется 18510М «Нельма-М»
  12. АГС пр.1851 (недоступная ссылка). Общественное объединение «Союз инженеров флота». Дата обращения: 10 марта 2013. Архивировано 16 марта 2013 года.

Литература

  • Адмиралтейские Верфи: подводному флоту. — С-Пб.: Гангут, 2003.
  • Ильин В. Е., Колесников А. И. Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник. — М.: АСТ, 2002.
  • Jane's Fighting Ships 2010-2011. — UK, 2011.
  • Бережной С. С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России // МИА, № 7. — 2001.
  • Апальков Ю. В. Подводные лодки. — С-Пб.: Галея Принт, 2006.
  • Годовой отчет за 2012 год ЦС «Звездочка»
  • Годовой отчет НИПТБ «Онега» за 2012 год

Ссылки